Я люблю грудное вскармливание. Это удобно, более-менее просто и понятно и дёшево, особенно с учетом стоимости некоторых видов смесей сейчас.
Я не люблю любые проявления крайностей, в том числе и с грудным вскармливанием. Лет 10-15 назад в моду вошло естественное родительство. Глобально в этом нет ничего плохого. А в крайностях неофитов – есть.
Поступает ребёнок, 2 года 7 месяцев.
Диагноз: рвоты неясного генеза.
Начались пару месяцев назад, на фоне полного здоровья, при употреблении любой еды.
Это из краткой сводки. Но при подробном сборе анамнеза (читай – перекрестном допросе мною и ординатором) всплыло прекрасное.
Мальчик родился от 1 беременности, 1 родов. Ничем не болел, ничего не беспокоило, находился на грудном вскармливании с рождения и до момента осмотра. И в этом нет ничего такого, возраст самоотлучения как раз где-то между 2 и 3 годами.
Прикормы… А вот прикормы начали давать 2 месяца назад. Впервые!
Для тех, кто не в курсе, маленький ликбез.
Первый прикорм в виде пюре даётся малышу в 6 месяцев. Можно раньше, если ребёнок готов: сильно интересуется тем, что едят родители, всё тянет в рот и если дать ему молочка или водички с ложки, то он это в состоянии проглотить.
Первый прикорм – это не о еде как о калориях. Он о формировании навыка жевания. До того вся еда была жидкая, её надо было сосать, а тут жевать, это другое.
И начинается – ложечка, две, микрокусочки…Всё для того, чтоб мозг понял, что в мире есть густая пища, она вкусная, но высасывать её не получится.
В этом случае запускается очень длинная нейронная цепь, в результате чего формируется навык жевания, глотания, разгрызания и всё такое прочее.
Но для запуска формирования цепи необходим триггер – та самая густая пища.
Что будет, если триггер не появится вовремя?
Цепь не запустится, организм решит, что в этой вселенной всё жидкое и не станет тратить время, силы и нейромедиаторы на формирование ненужного навыка.
Слышали про детей – маугли? Тех, которые росли без людей, попадали в человеческий социум уже в возрасте нескольких лет?
Они не умели говорить и не смогли этому научиться. Момент формирования речи был упущен, мозг решил, что речь не нужна и отменил этот процесс.
Так и с едой. Не успели – до свиданья!
Мама малыша была за грудное вскармливание. Молоко – это же хорошо? Хорошо.
Грудное вскармливание – это же связь с родителем? Связь.
Оно успокаивает и дарит покой?
Несомненно.
Так будем же кормить до победного самоотлучения!
А прикормы… Ну успеется, зачем, когда есть такая удобная грудь!
Разумеется, мы обследовали ребёнка.
Нашли железодефицитную анемию и всякой ерунды по мелочи.
Ничего страшного, никаких диагнозов.
Но при ЛЮБОЙ попытке дать «человеческую» еду, организм воспринимал её как чужеродное нечто и начинал отторгать – при помощи рвоты.
Отторгал всё: жидкое пюре из банки, мягкий банан, кусочек мякиша от свежей булки.
В его картине мироздания такого не было, еда, идите вон!
Ребёнок не знал, что с такой едой делать. Он не мог жевать и уж тем более – глотать.
Он пугался, плакал, вырывался и искал спасительную грудь, которой, увы, в данном возрасте уже совсем мало.
Потому что некоторые вещи хороши в своё время, а если время упущено – его уже не догнать.
Мы выписали малышу специальные смеси, молоко в таком большом возрасте уже не покрывает потребности человека в питании.
Расписали схему обучения прикормам – по капельке, ежедневно, в одно и тоже время.
Направили маму к психологу. Папы, кстати, там не было, а то решите, что я только на мам нападаю. Дошла ли – неизвестно.
Короче, случай запущенным не был.
В итоге ребенок научился есть и пюре, и паровые котлеты, и омлеты. С корочками-сухарями-бутербродами проблемы сохранялись, но может и к лучшему – меньше чипсов съест в подростковом возрасте.
Вот только на процесс, который в раннем возрасте занимает пару месяцев, тут ушёл год.
Год кропотливой работы и попыток запустить незапускаемое.
А мораль проста.
Всему своё время, и нейронным связям – тоже.