Найти тему

Обмен данными между всеми участниками движения. Разбираем технологию V2X

Из-за невыполненных обещаний Илона Маска о «полном автопилоте» и инцидентом с такси Cruise в Калифорнии, первоначальный энтузиазм в отношении беспилотных автомобилей сменился общим скептицизмом и жестким регулированием со стороны закона.

Последняя версия прошивки в автомобилях Tesla не дотягивает и близко до 5 уровня автономности, а беспилотное такси дочки General Motors Cruise вообще переехало женщину в Сан-Франциско, и протащило ее несколько метров по асфальту, что вылилось для компании в репутационные риски и многомиллионную компенсацию пострадавшей.

Тот самый автомобиль Cruise, который попал под раздачу.
Тот самый автомобиль Cruise, который попал под раздачу.

Тем не менее, автопроизводители и технологические гиганты продолжают дорабатывать свои системы и искать новые подходы обеспечения автономного вождения. Правда не все справляются, например, подразделение Argo AI от Ford и Volkswagen полностью закрывается, а Waymo вообще сокращает штат инженеров.

Одним из решений, которое потенциально может помочь достичь качественного улучшения работы беспилотных транспортных средств, это подключить автомобили ко всем возможным инфраструктурным, дорожным объектам и позволить им обмениваться информацией.

Есть такая классификация, которая типизирует характер взаимодействия автомобиля с внешними объектами:

Есть еще больше более детальных градаций, но это вроде как основные.
Есть еще больше более детальных градаций, но это вроде как основные.

Наш клиент, это как раз последний шестой пункт V2X. По задумке архитектора исследователей такая система связи, в которой авто могут беспроводным образом взаимодействовать друг с другом, дорожными знаками, умными светофорами, смартфонами пешеходов, велосипедистов и самокатчиками, поможет достичь качественного улучшения работы беспилотных авто, повысить безопасность движения и убрать пробки.

Размышляет, как заставить это все нормально работать между собой.
Размышляет, как заставить это все нормально работать между собой.

Учитывая инцидент с беспилотным такси Cruise, это реально бы помогло, если бы был коннект со смартфоном человека. Там сначала женщину-пешехода сбил авто под управлением человека, потом ее отбросило уже под колеса беспилотного автомобиля, двигавшегося правее. Бедную женщину пришлось экстренно оттуда доставать спасателям.

Недавно ее выписали из больницы, где она находилась на лечении с начала октября. Как сообщает Bloomberg, по соглашению с Cruise, она должна получить от 8 до 12 млн бакинских. Получается уже и не такая бедная.

В 2021 году в США погибло более 7 300 пешеходов, 75% из которых между закатом и восходом солнца. В России эта статистика поменьше и составляет 67% от общего количества погибших.

-4

Есть гипотеза, что в будущем человечество самостоятельно вообще не будет управлять автомобилями в привычном нам виде и роль ответственного за все транспортные потоки будет отводиться более продвинутому GhatGPT. Основной его функцией будет оптимальное распределение маршрутов и формирование колон из авто, что позволит:

1. за счет близкого расположения авто друг к другу экономить пространство дороги;

2. сохранять больше топлива (энергии);

3. двигаться с одинаковой скоростью, способствуя «сглаживанию» скоростей, постепенно устраняя движение с частыми остановками.

В фильме "Я робот" было представлено что-то похожее.
В фильме "Я робот" было представлено что-то похожее.

Главное, чтобы этот продвинутый искусственный интеллект не вел себя также, как это делает сейчас Tesla с обновленной прошивкой V12. В одном из эпизодов электромобиль с включенным FSD (full self-driving) двигается с небольшой скоростью, но игнорирует часть дорожной разметки, объезжая пробку по правой полосе, вклиниваясь в левый ряд через сплошную линию. По сути, ведет себя, как 100% человек-водитель.

Ранее Tesla использовала искусственный интеллект только при распознавании образов бортовыми камерами, а дальнейшие действия машины были строго регламентированы заложенным в нее алгоритмами, написанными на C++. Начиная с V12 комрад Маск анонсировал обновление FSD обеспечив «сквозное использование искусственного интеллекта» - от распознавания образов до управления траекторией и скоростью транспортного средства.

Стоишь спокойно на поворот, подрезает Tesla, выходишь разобраться, а за рулем никого.
Стоишь спокойно на поворот, подрезает Tesla, выходишь разобраться, а за рулем никого.

Но, несмотря на весь прогресс в этой области беспилотные автомобили и технология V2X находятся все еще на начальной стадии развития. Помимо технических трудностей, таких как: генерация огромного количества данных, стабильное соединение между всем этим зоопарком, скорость передачи и обработки данных, кибербезопасность, согласованность протоколов и унификация совместимости автомобилей, созданных разными компаниями, прогресс столкнется с проблемами, которые невозможно будет решить исключительно путем применения технологий.

1. Модернизация инфраструктуры. Обновление светофорных систем для работы с подключенными к системе автомобилями может быть дорогостоящим и вызвать проблемы, особенно в городских районах с интенсивным движением. В сельских и пригородных районах, скорее всего, потребуется иное решение.

2. Защитники приватности данных и сторонники традиционного вождения, скорее всего, ужаснутся от идеи централизованного мониторинга, управления улицами и дорогами, несмотря на возможные потенциальные преимущества, и в чем-то конечно будут правы.

При таких сценариях предполагается, что водители частично или полностью отдадут контроль над скоростью автомобиля автоматизированным системам. Это может вызвать их сопротивление из-за недоверия, а также потери ощущения влияния на конкретную дорожную ситуацию, что может вылиться в еще большую психологическую травму любителей объезжать пробки по обочинам.

На текущий момент участие социальных наук в исследовании беспилотных автомобилей может многим показаться сомнительной темой, учитывая много нерешенных технических задач. Мы, по сути, не имеем итоговый объект в рабочем состоянии, поэтому кажется, что говорить об полноценных исследованиях преждевременно. Однако эти сомнения могут быть развеяны тем, что уже сейчас они представляют собой не только технологические, но и социальные объекты. Помимо всех так волнующих юридических аспектов, есть наиболее интересные факторы для исследования. Например, изменение облика городов.

Есть гипотеза, что с появлением массового рынка беспилотных автомобилей в город будет ездить еще больше транспортных средств, чем сейчас. Города начнут еще больше разрастаться, потому что люди будут селиться дальше от центра, зная, что без труда смогут добраться до своего дома. А это повлечет за собой увеличение потребления топлива, энергии и повышения воздействия на окружающую среду и транспортную инфраструктуру.

В потерю рабочих мест, как социальное явление, я не особо верю, поскольку создание любого нового сложного технического объекта создает еще ряд сопутствующих отраслей, которые необходимы для его функционирования.

Но, например, в Индии так не думают. В прошлом году министр транспорта Индии Нитин Гадкари на мероприятии, организованном Индийским институтом управления, выразил свое мнение об автономном вождении и сопутствующих им технологиях весьма резко: «В Индии и так много безработных, как мы можем позволить таким автомобилям выезжать на дороги, лишая работы водителей?».

В Индии такси, вмещающее 15 человек, обычное дело. Огромное население и не развитая инфраструктура создают сложные условия для дорожного движения. Кроме того, работа водителем рикши – важный источник гибкой занятости. Согласно прогнозам с распространением беспилотных авто в Индии может появиться более 7 миллионов безработных.

Если статья вам понравилась, буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал «Гонконгский гараж», где я разбираю происходящее в мире авто технологий, а также в бурно развивающемся секторе электромобилей, систем автономного движения и смежных с ними отраслях. Иногда в подборку попадают интересные околоавтомобильные штуки и экономические новости ведущих автомобильных стран.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц