Найти в Дзене
Кин-дзен-дзен

Последствия любви (2004г.) нарколептический триллер Паоло Соррентино об узнике мафии, который, разрешив себе полюбить, стал человеком.

Кадр из фильма "Последствия любви".
Кадр из фильма "Последствия любви".

Выжить после потери миллиардов итальянской организованной преступности дело само по себе достойное уважения. Но второй раз такой номер не проходит никогда. Даже завоевав доверие боссов, принеся в жертву жизнь, заточив себя в швейцарском отеле, Титта Ди Джироламо каждый раз стряхивает с себя налёт безразличия при малейшем шорохе за дверью номера. Его быт однообразен до существования простейших организмов. Приём пищи, еженедельный вояж с чемоданом в соседний банк и лишь раз в неделю он позволяет вколоть в себя успокоительное. Восьмилетняя сомнамбула прерывается появлением двух наёмников, которые пришли не за Джироламо, но вполне способны пустить и ему кровь. Далее по нарастающей, ясность ума героя достигает пика в самый неподходящий момент, наверное, как у многих.

Паоло Соррентино поэтический визионер своего поколения. Он собрал всё прекрасное от итальянского искусства, переработал без потери первоначальной красоты и образовал собственное представление о том, как должен выглядеть, именно выглядеть, итальянский и мировой кинематограф. Это совсем не означает потери смыслового наполнения всякой его работы, тем не менее, картинка у автора первична. Тем интереснее смотреть его работы двадцатилетней давности, которые хоть и отражают теперешние формы, но всё-таки в них не вполне отчётливо вырисовываются точные контуры. Последствия любви как раз та картина, которую можно назвать предтече Великой красоты, Молодости и Молодого Папы.

Кадр из фильма "Последствия любви".
Кадр из фильма "Последствия любви".

Кино стартует, будто бодрый старик, старается казаться молодцом, но скорость не та, и поэтому сначала на такое представление глядеть не очень интересно. Однако чем далее мы узнаём о герое Тони Сервилло, а происходит это предельно дозировано, тем увлекательнее становится эта тревожная медитация. И только к концу третьего акта становится ясно, эта неразговорчивость и индифферентность с публикой, ни что иное как идеально продуманная философия одного произведения. Тут как во всех сезонах Во все тяжкие, только в ста минутах, показана трансформация протагониста от точки безразличия, к пункту святого. И для такой демонстрации необходим определённый темп развития.

В сущности история одиночества на наших глазах превращается в прекрасную мелодраму, а драма одиночки – в криминальный триллер. И подобный не очевидный синтез может родить только искушённый и искусный творец. Всё происходит без завесы, прямо перед нами, а как это сделано и в какой момент происходит смена регистра – уловить с первого (есть мнение, что и с десятого) практически невозможно.

Кадр из фильма "Последствия любви".
Кадр из фильма "Последствия любви".

Последствия любви прекрасное кино, его приятно будет смотреть вечером, перед сном, оно не взбудоражит мысли до степени всенощного бдения, но и не сразу забудешь, вернее определённые сцены никогда. Например, лица соседей Джироламо перед открытым кейсом или гневное лицо Софии. Конечно, самого Сорвилло, который, как, впрочем, и всегда, тут бесподобен.