Найти тему
Тимофей Окроев

Почему вашей компании нужна бизнес-стратегия и как её создать

Оглавление

Если идти по незнакомой местности без карты и компаса, то можно заблудиться или быть съеденным. То же самое — строить бизнес без стратегии.

Если говорить простыми словами, бизнес-стратегия — это план того, как компания собирается достичь своих целей на рынке. Она основывается на миссии компании, дает точки роста и определяет организационные решения, вплоть до того, каких специалистов принять в команду. Бизнес-стратегия представляет собой алгоритм последовательных действий, где результат от реализации предыдущего шага становится ресурсом для осуществления нового.

Миссия — то, что руководство ждет от бизнеса.

Стратегия — то, каким образом компания выполнит эту миссию.

Стратегия пригодится как большим организациям, так и малому бизнесу или стартапу, который планирует выйти на новый уровень, освоить перспективные рынки или стать номером один в своей нише. Что в целом она дает компании?

  • Планирование

Бизнес-стратегия определяет ключевые шаги, которые необходимо предпринять для достижения бизнес-целей.

  • Понимание сильных и слабых сторон

Разработка бизнес-стратегии помогает увидеть плюсы и минусы организации, оптимизировать сильные стороны, устранить слабые или, по меньшей мере, уменьшить их негативное влияние.

  • Эффективность

Разработка бизнес-стратегии позволяет эффективно распределять ресурсы для работы, что автоматически повышает эффективность. Это также поможет заранее планировать сроки, распределять рабочие роли и не отставать от целей проекта.

  • Контроль

Создание бизнес-стратегии даёт больший контроль над выбором деятельности, которая поможет достичь целей, а также позволит легко оценить, приближают эти действия к вашим целям.

  • Конкурентное преимущество

Когда у вас есть чёткий план достижения целей, вы сможете сосредоточиться на сильных сторонах, используя их как конкурентное преимущество, которое делает вашу компанию уникальной на рынке.

Как разработать бизнес-стратегию:

1. Видение и бизнес-цели

Любой руководитель или собственник компании, понимает, каких результатов он хочет достичь. Не важно, хотите ли вы освоить молодой рынок или улучшить обслуживание клиентов, на основе этого видения будущих перспектив, формируются цели. Стратегия как раз и описывает то, какими способами они будут достигаться. Поэтому в первую очередь решите, к какой цели плывёт ваш бизнес-корабль.

2. Основные ценности

У любого корабля есть команда. В организациях это топ-менеджеры и начальники отделов. Каждый из них выполняет свою функцию, для того чтобы корабль плыл вперёд. Когда команда объединена общими задачами и общими ценностями, она, как единый организм, идёт в нужном направлении. Но если ценности и цели у всех разные, то ничего не получится. Бизнес-стратегия задаёт основные правила: что следует делать сотрудникам, а чего делать не стоит.

3. SWOT-анализ

SWOT-анализ — метод анализа текущего состояния организации. Он описывает четыре зоны: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы. Разделите лист на четыре части и в каждом секторе опишите:

  • какие преимущества есть у компании в данный момент;
  • где слабые места в её работе;
  • какие возможности для развития и роста существуют;
  • и что угрожает компании в развитии и реализации возможностей.

Ответив на эти вопросы, вы получите общее понимание о текущем состоянии бизнеса, о сильных сторонах, которые можно использовать как преимущество, и о негативных факторах, что могут повлиять на её деятельность.

4. Тактика

После анализа можно подумать о тактике: какие действия нужно совершить, чтобы достичь задуманное в максимально короткий срок с наименьшими затратами. Возможно, нужно увеличить штат сотрудников, найти новых поставщиков сырья, вложить больше ресурсов в разработку нового продукта. Подумайте, что нужно предпринять именно вам.

5. План распределения ресурсов

Теперь нужно подумать о ресурсах. Конечно, здорово, увеличить штат на 50 или на 100 процентов: больше персонала произведут больше продукта. Но платить им нужно уже сейчас. Составьте список ресурсов, которые тактически нужны команде, чтобы следовать стратегии, как они будут распределяться и кто будет отвечать за это.

6. Измерение

Нельзя создать стратегию на пять лет, положить его на полку, достать, спустя годы, и сказать: у нас всё получилось. Стратегия для бизнеса — это план, с которым необходимо постоянно сверяться. Идёт ли компания выбранным курсом, соблюдает ли сроки, укладывается ли в бюджет. Руководителю следует регулярно отслеживать результаты работы и оценивать, как они соотносятся с целями.

7. Корректировка

Мир постоянно меняется, и в зависимости от этих изменений стратегию следует корректировать. Даже негативные факторы могут открыть новые перспективы, для тех кто умеет замечать возможности для роста. Не бойтесь корректировать стратегию. Это поможет достичь результата, несмотря на перемены.

Где найти время собственнику бизнеса на построение стратегии, если всё время занимает операционка? Делюсь своим опытом как серийный предприниматель

Прекрасное место и пространство для создания стратегии – стратегическая сессия. В особенности, если её проводит сертифицированный специалист. Вот как обычно выглядит стратегическая сессия:

  • Определение точки А, где мы сейчас;
  • Определение точки Б, где хотим оказаться;
  • Анализ текущей ситуации;
  • Поиск возможных решений;
  • Выбор самых эффективных решений;
  • Разработка программы действий.

В итоге, к концу сессии, всем участникам должно быть понятно, что именно нужно делать в дальнейшем и почему.

Мы с моим партнером, Юлей Солодянниковой (Юля – психолог, коуч лидеров, стратегический консультант, партнер в “Русской переводческой компании” и управляющий партнер в стратегической консалтинговой компании VisionPlan), решили пойти дальше и придумали вот что:

4 дня бизнес-ретрита в Тбилиси, чтобы погрузиться в культуру Грузии и вне привычного контекста создать свою личную и бизнес-стратегию.

-2

Мы приглашаем к участию руководителей и основателей компаний, для которых бизнес — способ сотворчества и созидательного влияния на мир.

Мы будем работать с вашими ценностями и ответами на вопрос “зачем”, анализировать точку А и сделанное с начала года, учиться управлять состоянием, разбирать управленческие кейсы и создавать стратегические приоритеты и тактическую дорожную карту.

В стратегической сессии, которой посвящен один день бизнес-ретрита, появится возможность остановиться, свериться с внутренним компасом, сонастроиться со своими ценностями и сфокусироваться на важном.

Когда в стратегической сессии участвуют люди, не связанные целями одного бизнеса, появляется пространство для креативных идей и решений, которые вам не приходят в условиях повседневности.

Когда: 5 – 8 сентября 2024 года.

Огранизаторы:

  1. Я, Тимофей Окроев. Предприниматель, учредитель благотворительного фонда, инвестор, актер.
  2. Юлия Солодянникова. Психолог, коуч лидеров и команд, стратегический консультант, топ-менеджер с 16-летним опытом работы в маркетинге и операционке.
  3. Елизавета Кондрашова. Эксперт по созданию корпоративных центров обучения, оценки компетенций, продуктовых офисов и экспертных сообществ.

Спикеры:

  1. Вадим Степанов. Основатель и генеральный директор компании «Терволина».
  2. Анна Бруссер. Профессор, заведующая кафедрой сценической речи театрального института Б. Щукина.

Познакомиться подробнее с программой и присоединиться – https://business-retreat.ru/