Продолжу цикл “яхтенные истории” и начну тему про самые распространенные факапы и проблемы как в чартере, так и на борту собственной яхты. По некоторым позициям я и сама отличалась, по другим, мои друзья капитаны и владельцы собственных яхт.
И, вообще, как говорится, если вы никогда не сидели на мели, то вы еще не настоящий капитан.
Позже планирую рассказать как живут и зарабатывают на борту своей яхты, кто такие морские цыгане. Сколько денег, сил, времени и нервов требует яхта, ну и о всяком разном, о чем информации мало или она противоречива.
Сейчас же расскажу о том, о чем стесняются говорить, о фекальной теме.
Как и в детском саду, чаще всего, общение капитанов по проблемам и всяким неприятным ситуациям на борту касается фекальной темы. Говоря правильным техническом языком - фановой системы. Ага, попробуйте найти фан в фановой системе, если вы конечно не дерьмодемон.
Казалось бы все просто, гальюн может быть ручной или электрический. Смывается он забортной или пресной водой и, как правило, через накопительный танк черных вод, он же говнотанк, сбрасывается в воду: либо самотеком, либо специальной помпой. Понятно, что накопительный танк имеет некоторый объем, в котором все и накапливается при соответствующем положении крана переключения.
Куда сливают? В море
Сверху на палубе есть крышка, через которую танк можно откачать ассенизаторской машиной или стационарной системой в марине. Вообще, услуга по откачке танков для маломерных яхт она вроде как есть, но на самом деле ее нет. И даже в Турции, где ты обязан раз в неделю сдавать “добро” и получать отметку в специальную карточку учета, так называемую “блю карт”, это работает только формально. Так что танки, в основном, опорожняют в море.
Поехали с историями. Капитан всем рассказал, что в гальюн ничего бросать нельзя, кроме того что прошло пищевод. Да, но незаметно проглоченная оливковая или вишневая косточка вроде и соответствует этому критерию, однако систему смывания от нее клинит. Надо разбирать, и как вы думаете, кто это будет делать? По такой мелочи работники чартерных компаний не выезжают, а просто удерживают по возвращении некую сумму из депозита. Если вы думаете, что можно прийти в какую-то марину и оперативно вызвать сантехника на борт, то вы живете в мире иллюзий. Так что придется все делать самостоятельно и, в лучшем случае, будет как в анекдоте про сантехника и его помощника: “Учись помощник, а то всю жизнь будешь гаечные ключи подавать”. Есть конечно и другие анекдоты. Тема сортирного юмора безгранична, но воздержусь.
Как правило, на яхтах, где гальюны смываются пресной водой, стоит опреснитель. Иногда есть возможность выбора, чем сливать пресной или забортной, но вполне реальна ситуация когда смыв только пресной водой, вода закончилась, а опреснитель не работает. И что тогда? Зачерпывать забортную воду в ведро и, разливая по дороге, нести вниз, в гальюн. Или, как в старые времена, - за борт. Ну если мужчинам и “по-маленькому” это без проблем, то с “по-большому” и для женщин это трагедия. Вместо шампаньсейлинга, бикини, мартини - вся проза жизни.
Бочка с дерьмом, под давлением
Изношенная, кальцинированная система, особенно с неисправностями обратного клапана, будет работать так, что вроде все смыли, но потихоньку часть коричневой жижи выползает обратно в белоснежную чашу. А если на этом участке все нормально, то впереди у этой жижи есть еще и говнотанк, выход которого может забиться.
И что тогда? А тогда его только чистить, что сделать как механически, так и с помощью химии, в запущенных случаях, почти невозможно. В любом случае придется попробовать прочистить подручными средствами. Обычно, изнутри лодки это сделать малореально, значит надо нырять и длинной толстой проволокой, через выходное отверстие, попробовать пробить засор. А знаете что будет, если он пробьется? Из-за разницы высоты и, соответственно, давления вся эта красота выливается на ныряльщика.
Но, это еще не все. У говнотанка есть шланг вентиляции для выравнивания давления и он тоже может забиться. Что мы получаем? Бочку с дерьмом, под давлением. Попытка разобрать, сняв шланги изнутри, а они обычно становятся как каменные, с отложениями кальция и их просто так не снимешь, приводит к фееричным последствиям. Как в другом анекдоте. “Все в говне, а я в белой шляпе”.
Обгаженные англичане
Эта история случилась в те времена, когда еще работала чартерным капитаном и катала в недельных турах людей. С ужасом вспоминаю, как я это выдерживала. Мало того, что постоянный груз ответственности за людей на борту, за яхту, так еще и постоянное нахождение в тесном пространстве с разношерстным коллективом. И, почему-то многие люди считают, что яхта это для того, чтобы красиво нажраться с красивым видом на море. Нет, я готова и беру на себя ответственность и сейчас, но не в формате чартерных покатушек. А в перегонах или на частных яхтах.
На борту со мной двенадцать человек. семнадцатиметровая яхта с четырьмя гальюнами. Почему это важно - сейчас расскажу. Так вот, я точно знаю, что сегодня днем, когда мы шли по открытой воде, я сливала все танки. Надо сказать, что когда танк сливается, то ты видишь коричневое пятно на воде; впрочем, оно очень быстро растворяется. А если есть волны, то моментально, но если нет, то помедленнее, да и рыбки оперативно помогают. Да, похоже особо впечатлительные скажут - не буду больше купаться в море и есть рыбу. Их право, но законы органической жизни никуда не денутся от этого.
Итак, прекрасный вечер в Греции, остров Порос, а там была еще одна специфика. Привычных для благоустроенных марин туалетов нет. Есть платные в кафе и их количество удручающе мало.
Конечно, я экипажу сказала, что при таком количестве людей на борту объема накопительных танков нам не хватит на время стоянки и показала где береговые туалеты, правда ночью они закрыты. Но мы только пришли, так что по моим расчетам танки пустые и кому приспичило, может сходить и в наши четыре.
И тут меня кто-то из экипажа зовет на палубу и говорит, что соседи спрашивают сколько у нас гальюнов. Несколько удивленная таким вопросом выхожу и вижу маленькую яхточку с англичанами. Интересуюсь, почему они позвали капитана. Они меня спрашивают сколько у нас галюнов. Я с некоторой гордостью говорю - четыре. Они опять спрашивают, а не могли ли бы вы использовать гальюн с другого борта. Я ничего не понимаю, отвечаю,, что у нас накопительные танки и вообще какая разница. И тут… Кто-то сходил в туалет и я вижу как из середины моего борта, из отверстия выхода вентиляционной трубки, струйка темной жидкости льется им в кокпит. Ничего не понимаю, танк же не мог переполниться за час.
А надо сказать, что не знаю, как мыслят другие, а у меня в голове при решении вопросов появляется схема устройства, с которым надо разобраться. Схема вспыхивает и на ней я четко вижу причину - слив в море забился. Поэтому танк переполнился и все что в нем стоит, теперь сливается через вентиляционное отверстие. А те коричневые следы, что я видела при сливе в море, были из других танков. Упс, международный конфуз однако. Я извиняюсь перед англичанами, вешаю бумажку на этом гальюне ”не пользоваться”. Да, сама я прочищать не собиралась, а гостям пришлось воспользоваться оставшимися тремя гальюнами.
Лицом в унитаз
А в другой раз пришлось разбирать. Это был катамаран где по одному персональному гальюну на каждую каюту. Вход в гальюн сделан так, что можно зайти только изнутри каюты, то есть отдельного входа снаружи нет И если твой личный гальюн, а там их было всего четыре, не работает, то придется нарушать приватность и ходить в чужой, через чью-то каюту. Очень неприятно, когда среди ночи заходят к тебе в каюту, а дальше добавляются всякие звуки жизнедеятельности.
Понятно, что на личном катамаране отказ одного гальюна не был бы большой проблемой, но в чартере, где каюты занимают частенько незнакомые люди это серьезный вопрос. И этот вопрос эти люди предъявляют кому? Правильно, капитану. Вы же капитан, сделайте что-нибудь и, нередко, это не в порядке просьбы, а претензии.
Это был гальюн с электрическим насосом, там внутри стоит что-то типа мясорубки. Чтобы добраться до начинки, надо практически лицом в унитаз, тянуться руками с инструментом к крепежу. А в унитазе, между прочим плавает, оно, то, что неработающий механизм не может откачать. А после частичной разборки благополучно выливается на руки и на пол. Спросите, а почему я не вызвала механика чартерной? Так я уже отвечала, с такими вопросами они не разбираются в формате выезда, то есть, если яхта не на базе. Пожалуй, я больше рассказываю, чем потребовалась времени на найти и устранить проблему. Кто-то использовал влажную салфетку и спустил ее в унитаз. Салфетка не пролезла и намоталась на механизм.
В общем, такая капитанская работа: в дерьме, с риском для жизни и с уголовной ответственностью.
Да, через гальюн еще можно и утонуть, это зависит от исправности системы и высоты над ватерлинией. Но я точно помню ситуацию, когда при движении с большим креном, у меня на борту водичка весела зажурчала в салоне , вытекая из унитаза. Хорошо, что кингстоны как забора воды, так и слива были исправны и их удалось закрыть.
На этом фекальную тему я закончу, но поверьте, что веселья с ней на борту происходит достаточно, но мне не интересно делать техническую статью про устройство, ремонт и обслуживание фановой системы. Кому надо пишите, поделюсь литературой. Обращайтесь с вопросами, пишите комментарии, подписывайтесь. Ну и ставьте лайки, это приятный бонус за мое творчество.
Мой Телеграм https://t.me/Liubimova_E или почта drivefoto@mail.ru