Главной архитектурной достопримечательностью Екатеринбурга и практически символом города называют дом Севостьянова.
Первое здание в стиле ампир появилось на этом месте в 1817 году. Несколько раз дом переходил из рук в руки, пока в 1860 годуу наследников маркшейдера Ивана Полкова его не купил Николай Севастьянов, чиновник горного ведомства, предприниматель и потомственный дворянин.
Денег у нового владельца было предостаточно, он владел винным заводом, мануфактурой и золотым прииском.
Иногда его называют купцом, но состоять в купеческой гильдии Севастьянов не мог- происхождение дворянское не позволяло.
В то время это был дом с ротондой и Севастьянов сразу приступил к реконструкции.
Отделкой фасада занимался архитектор Александр Падучев, создавший мавританско-готический облик особняка. Тогда это был самый модный стиль, не только Москва, но и провинциальные города обросли эклектическими особняками.
О Севастьянове и его доме в городе ходят легенды.
Одна из легенд рассказывает, что он жил не в самом дворце, а в маленьком деревянном домике напротив. Каждый вечер, с любовью и гордостью, выходил он наружу, чтобы полюбоваться своим прекрасным особняком со стороны!
Вторая легенда связана с очередной задумкой хозяина дома.
Пришла ему мысль позолотить купол угловой ротонды на его особняке. Он много раз подавал прошения, надеясь приукрасить свою усадьбу.
Но – оказали, «ибо купола золотят только у Божьих храмов». Еще и обвинили в гордыни и тщеславии, предписали ежедневно носить чугунные калоши и ходить в ближайшую церковь для каяния в грехах и упражнения в смирении. Екатерининский собор стоял по соседству, так что далеко ходить не пришлось.
А еще, рассказывали, что любил он приставать к прохожим. и спрашивать: - А вы знаете, чей это дом?
Правда или нет- простим Севастьянову совсем не дворянское поведение, по-моему, это была детская радость от реализации мечты!
Тем более, что наслаждаться домом Севастьянову удалось не долго, в 1874 году он получил повышение и переехал в Петербург. особняк выкупил город и разместил в нем окружной суд.
А жизнь Севастьянова после отъезда не удалась. Он потерял состояние и доживал свой век скромно. Умер Николай Севастьянов в 1883 году в 64 года в Петербурге.
Здание по-прежнему носит его имя. В годы советской власти здесь размещался областной совет профсоюзов.
В 1914 году его расширил архитектор Федоров, а в 1930-х архитектор Сигизмунд Домбровский хотел нарастить дом, чтобы он соответствовал этажности новых зданий на площади Труда.
Окончательно контуры дворца закрепила реконструкция 2009 года, когда Екатеринбург готовился к саммиту ШОС и БРИК.
Особняк получил новую кровлю и фундамент, в здании провели современные системы отопления, водоснабжения и электричества. Были восстановлены лепнина, художественный паркет и мраморная облицовка внутренних колонн. Компания пристроила к зданию новое крыло, и визуально оно ничем не отличается от исторической части дома.
Реставраторы вернули дому малахитовый цвет. Сейчас здание является екатеринбургской резиденцией Президента Российской Федерации. Оно внесено в перечень объектов культурного наследия федерального значения.
По-моему, зимой здание смотрится еще эффектнее. Фото взяла в интернете.
Кстати, о малахите.
Все мы помним уральские сказки Бажова, Хозяйку Медной горы, Данилу-мастера. А я только на Урале узнала, что малахит, оказывается, красивый «побочный эффект» медного промысла, оксид меди.
В Екатеринбурге с самого основания города работал Монетный двор, где производили большую часть медных денег России.
Сегодня малахит по-прежнему бренд.
В Екатеринбурге есть небоскреб с медной короной – башня «Исеть»,
Медный дворец – штаб-квартира Русской медной компании, в народе- "ананас".
и малахитовый терем – дом Севастьянова.