Найти тему

ПОЛЬСКАЯ ФАЛЬШИВКА

Художник Ежи Коссак (Kossak Jerzy). Битва под Кутно в 1939 г.
Художник Ежи Коссак (Kossak Jerzy). Битва под Кутно в 1939 г.

Вчера в Польше снесли очередной памятник советским воинам. Почему? Да потому что своих настоящих героев НЕТ! Ну и, конечно же, историческая ненависть ко всему русскому. О польских "героях" 1 мировой войны в главе моей книжки "Лошади в Великой Отечественной"...

К началу немецкого вторжения в сентябре 1939-го в польской армии находилось 152 тысячи лошадей. Кавалерия составляла около 10% всей польской армии, которая оставалась, в основном, армией Первой мировой войны. На вооружении кавалеристов были винтовки, пулеметы, противотанковые ружья, гранатометы, 81-мм минометы, 75-мм полевые орудия, 40-мм зенитные орудия, 37-мм противотанковые пушки, бронеавтомобили и танкетки.

Из 15 кавалерийских боев польской осенней кампании 1939 года два были чисто кавалерийскими, с использование копий и сабель, остальные сражения происходили со спешенными кавалеристами. Рассказы об успехах польской кавалерии настолько противоречивы, что верить им нет возможности. Как у нас говорят «Каждый кулик свое болото хвалит». И вот почему.

Уже в сентябре 1939 года появился миф о безумных атаках «мощной» польской кавалерии на немецкие танки, которая в конном строю шашками громила бронемашины десятками и просто разметала танковый строй. Историю об этом придумал итальянский корреспондент Индро Монтанелли, который был направлен в германскую армию для репортажей о захвате Польши. Однако эта фаза войны быстро закончилась, а итальянские читатели газеты «Коррьере делла Сера» ждали душераздирающих репортажей с кровавых полей битвы. Тогда и родилась идея рассказать о том, что «великая германская армия» не просто вошла в Польшу, а с боями героически пробивалась через многочисленные польские войска, пусть даже и на лошадях с саблями против танков.

В такой истории о потерях немецкой танковой дивизии говорить не приходилось, а вот про непоправимый урон польской кавалерии, конечно же, живописалось. Немецкая пропаганда тут же подхватила этот миф с целью дискредитации противника. Даже министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс использовал его как «доказательство глупости и иррациональности» польской нации.

Этот миф был отражен и в немецком пропагандистском фильме «Kampfgeschwader Lützow» (Бомбардировочная эскадра «Лютцов») 1941 года, в котором поляков, атакующих немецкие танки, играли словацкие солдаты. Хотя этот фильм был немецко-нацистской пропагандой и был псевдо документальным, его фрагменты позже использовались на Западе в качестве подлинных документальных фотографий в исторических фильмах, иллюстрирующих сентябрьскую кампанию.

И все же, у этой истории было, как минимум, три грани. Одни говорили о глупости и безрассудстве солдат, другие – об ошибках правительства и военного командования, а третьи – гордились мужеством и героизмом польских конников, выступивших против германской армады. И всё это на основе одного единственного мифа, рожденного фантазией иностранного журналиста.

Этот пропагандистский вымысел остался бы мифом, если бы образами нацистской пропаганды не воспользовались польские коммунисты. После войны в борьбе за власть они этим мифом «иллюстрировали», насколько отсталым и политически близоруким было капиталистическое правительство Польши.

Третье дыхание получила эта «история» уже в послевоенные мирные годы, когда народу нужно было предъявить героев, сражавшихся ПРОТИВ немцев. Вновь пригодился миф о кавалеристах с пиками и саблями, умирающих среди германских танков. Польские журналисты и писатели вспоминали о национальных традициях и воспевали польское оружие. По их словам, это «доказывало» храбрость и героизм польских солдат, имевших мужество противостоять превосходящему противнику.

Но еще в 1939 году польский художник Ежи Коссак, вдохновленный, видимо, репортажами итальянского журналиста, изобразил на холсте своё видение этой истории, добавив еще и свой художественный вымысел: на его картине немецкие танкисты покорно сдаются в плен польским конникам.

Художник Ежи Коссак (Kossak Jerzy). Битва под Кутно в 1943 г.
Художник Ежи Коссак (Kossak Jerzy). Битва под Кутно в 1943 г.

В 1943-ем художник написал «ремейк» своей же собственной картины, обновив «железо», но суть фальшивки осталась той же.

Словом, журналистский вымысел был легализован и стал почти «исторической» легендой. Она получила продолжение в спектаклях, фильмах, литературе и живописи, и в США, и в Германии. Но самое парадоксальное, его разгоняли и сами поляки. Так, лжебитва изображена на двух полотнах Ежи Коссака, в фильме «Лотны» Анджея Вайды, в книге «Оловянный барабан Гюнтера Грасса», в поэме «Lotników» Виктора Будзыньского.