Найти тему
"Липецкая газета"

От Байкала до Амура мы проложим магистраль

Байкало-Амурская магистраль. Недавно страна отметила 50 лет с начала её строительства. Теперь это одна из важнейших транспортных артерий протяжённостью почти 4,5 тысячи километров от Сибири до Тихого океана.

Это миллионы тонн грузов ежегодно. Колоссальный и растущий вклад в экономику. Всё это воплотили в жизнь люди — покорители тайги, непроходимых болот, горных рек и хребтов.

Приблизить океан

Впервые идея проложить железную дорогу к Тихому океану севернее Байкала была высказана ещё в 80-х годах XIX века офицерами царской армии. Затем до революции и в 1932 году, уже при советской власти, дважды обращались к этому проекту. Новая дорога должна была сократить путь к океану на сотни километров и обезопасить перевозки, отодвинув маршрут от беспокойной тогда границы.

Первые работы на участках от станции Бамовской на Транссибе до посёлков Тындинский, Известковая-Ургал, Комсомольск-на-Амуре-Совгавань начались накануне Великой Отечественной войны. С её началом часть уже проложенных путей и мостовых звеньев железнодорожные строители вынуждены были снять и отправить на Волгу для прокладки рокадной дороги от Ульяновска и Саратова до Сталинграда, чтобы создать плацдарм для освобождения волжской твердыни от фашистов и дальнейшего наступления.

Но всё же принято считать, что настоящий старт грандиозной стройке был дан на XVII съезде ВЛКСМ в апреле 1974 года. Тогда бригада Героя Социалистического Труда Виктора Лакомова отправилась в посёлок Звёздный в Иркутской области. Именно она уложила первые километры пути на новой трассе (общая длина нового выхода к океану — 4287 километров, из них предстояло проложить 3145 километров).

Мосты, переходы, тоннели

Строительство велось по 6 направлениям с запада на восток и с востока на запад. На западном и центральном участках работали профессиональные путейцы и добровольцы, на восточном — бойцы железнодорожных войск. Интересно, что на восточном участке давно проложенные тоннели оказались забитыми льдом, который приходилось вырубать.

На первых километрах в начале эксплуатации одноколейной дороги БАМ — Тындинский тепловозы иногда валились на бок из-за того, что насыпь была недостаточно утрамбована, давала осадку, и путейцы с локомотивной бригадой вручную поднимали тепловоз и ставили обратно на рельсы.

Не было хорошо изучено «поведение» вечной мерзлоты на трассе и при строительстве притрассовых посёлков и станций. Институт мерзлотоведения в аварийном режиме вёл эту работу. Помню большой скандал, когда на одной из новых станций котельная завалилась на бок, как Пизанская башня, а здание школы пошло трещинами из-за «игры» грунта, под которым была вечная мерзлота. Начальника ПМК хотели отдать под суд, спасла его только звезда Героя Социалистического Труда. Но строил-то он по выданному проекту.

Пожалуй, наиболее подготовленными и сильными были отряды мостовиков из трестов № 8 и 10, которые строили опоры кессонным методом, позволяющим заглублять их на значительную глубину.

Всего было построено 2230 мостов, мостовых и путевых переходов, из них 142 моста длиной свыше 100 метров, преодолено 11 рек. Труднее всего пришлось тоннельщикам на бурении скальных грунтов, укрощении плавунов на строительстве самого длинного в СССР Северо-Муйского тоннеля протяжённостью более 15 километров. Чтобы не задерживать движение поездов из-за строительства этого и Байкальского тоннелей (длина 7 километров) железнодорожникам пришлось прокладывать извилистый путь, огибая горы и сопки. Северо-Муйский тоннель сдали почти на 20 лет позднее дороги, только 5 декабря 2003 года, эту дату и можно считать окончанием строительства БАМа.

Особенно радовались жители Амурской области строительству автодорожного моста через Зею в Благовещенске, который связал областной центр и основные аграрные районы области уже без паромов, надолго задерживавших движение. Было построено более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и посёлков.

Всего было построено 2230 мостов, мостовых и путевых переходов, из них 142 моста длиной >100 метров, преодолено 11 рек. БАМовцы возвели >200 железнодорожных станций и разъездов, >60 городов и посёлков

В жару и стужу лютую

За этой сухой статистикой стоит огромный труд строителей, которые в летнюю жару и зимнюю стужу, когда морозы были 40 градусов и ниже, по 12 часов работали на подбивке шпал, укладке рельсошпальной решётки, забивании костылей. Хотя при таких морозах работать не рекомендовалось. Но работали. Только если за минус 50 градусов прижимало, монтёры пути сидели в вагончиках.

Каждая союзная республика строила свой посёлок и станцию: Армения — Звёздный, Азербайджан — соседний Улькан, Молдавия — Алонку, Ленинград — город Северобайкальск, Москва — столицу БАМа Тынду.

Тындинский был маленьким посёлком на пересечении БАМа и Амуро-Якутской магистрали (автомобильной дороги от посёлка Большой Невер у станции Сковородино на Транссибе до Якутска). Сейчас АЯМом называют и железную дорогу, которая тянется от станции Бамовской на Тынду и далее через Беркакит — Нерюнгри — Томмот к Якутску.

Тот, кто бывал в этих местах, знает, насколько они суровы. Недаром у солдат родились поговорки: «Бог создал Ялту и Сочи, а чёрт – Сковородино и Могочу», «Бог создал ад и рай, а чёрт – Амурский край». Особенно тяжело было водителям, которые зимой преодолевали путь свыше 11 тысяч километров от Большого Невера с грузами до Якутска. Через перевалы, порой по узкому серпантину. Потому у каждой машины проверяли тормоза, есть ли железная печка в кузове с запасом наколотых поленьев, у водителя — тулуп и валенки. Сломается машина в мороз, выработал горючку, а дальше — замерзай...

Обязательно брали с собой ружьё на случай, если беглый зэк попробует завладеть транспортом, подсаживать голосующих попутчиков в таёжной глуши категорически запрещалось.

БАМ стал общенародным проектом. Над его объектами взяли шефство коллективы сотен предприятий, научно-исследовательских институтов, проектных организаций из всех республик Советского Союза. В проекте были задействованы около двух миллионов человек.

Рекорд ради встречи

Десять лет тяжёлой работы завершились встречей двух путеукладчиков на разъезде Балбухта на берегу речки Сюльбан 29 сентября 1984 года. На западном участке путеукладчиком руководил Александр Бондарь. Навстречу шёл Иван Варшавский.

1 октября на станции Куанда было уложено совместно «золотое звено». Из-за аварии в Кодарском тоннеле бригаде Бондаря, для того чтобы прийти в назначенный срок, пришлось установить мировой рекорд по укладке пути — 5,4 километра за один день. В Куанде поставлен памятник в честь этого события. В конце октября дорога была принята в эксплуатацию.

Торжества по этому случаю состоялись в декабре в Тынде. На недостроенном вокзале организовали выездной буфет. Мы с директором Института экономических исследований ДВО АН СССР Валерием Чичкановым выпили на двоих бутылку ледяного пива и тем отметили грандиозное событие. Долго ждали сначала прихода двух первых пассажирских поездов с лучшими строителями, которые шли навстречу друг другу с Западного и Восточного участков, а потом прилёта секретаря ЦК КПСС Владимира Долгих из Москвы на митинг, который состоялся в трескучий мороз у вокзала.

За это время я успел поздравить двух главных героев. Золотые звёзды Героев Социалистического Труда им, а всего 17 строителям, были вручены после митинга в Доме культуры. Спросил Ивана Варшавского и Александра Бондаря о дальнейших планах. Ответ был один: дальше пойдём на Якутск. Александр строил потом дорогу на Томмот, Иван остался жить в Тынде.

После вручения наград состоялся банкет в деревянном большом кафе «Даурия». Рядовых кормили в рабочей столовой. Клерки бегали к своим «боссам» — первым секретарям крайкомов и обкомов, председателям облисполкомов и другим важным гостям, рассаживали их согласно ранжиру, а про настоящих героев словно забыли. Мужики обиделись и ушли в общежитие, накануне вечером я сидел с ними, вспоминали бамовскую эпопею, немного выпили за тех, кто успешно пришёл к финишу.

По гвардейскому обычаю окунули золотые звёзды в стаканы с водкой и выпили. Когда в «Даурии» начальство спохватилось: а где же герои, — они отказались возвращаться. Потом за ними снова пришли, извинились и уговорили-таки сесть за общий стол.

Я не пошёл на банкет, поехал в аэропорт. Самолёт поднял на сопке, верхушку которой срезали бульдозерами и сделали на ней взлётную полосу, тучи рыжей пыли, и мы с ребятами с местного телевидения улетели от торжеств с их нескончаемыми речами и тостами домой.

Каждая союзная республика строила свой посёлок и станцию: Армения — Звёздный, Азербайджан — соседний Улькан, Молдавия — Алонку, Ленинград — город Северобайкальск, Москва — столицу БАМа Тынду.

Окончание следует