Найти тему

Как мощнейшие заводы автопрома оказались колоссами на глиняных ногах

Оглавление

Советские автозаводы были не просто градообразующими предприятиями или районообразующими (как в Москве) производствами. Это были настоящие государства в государстве. Да, были общие правила, по ним и жили, но у заводов было всё своё: от детских садов до милиции, от строительного треста до больницы.

Завод им. Лихачёва

ЗИЛ был самым большим автозаводом Союза. Он работал на всю страну, и многие заводы поставляли ему комплектующие. Завод имел собственные жилые районы, детские сады, больницы, санатории, профилактории на юге, дачные участки, пионерские лагеря. Было своё пожарное депо, свои пожарные машины и госавтоинспекция.

Начинал завод с выпуска грузовиков. В 20-х годах разведчики достали за границей чертежи нового грузового автомобиля и в 30-х – начался выпуск знаменитых ЗИСов.

-2

После войны завод стал выпускать престижные правительственные легковые автомобили. На внедорожнике ЗИС-110П заядлый охотник Хрущёв отстреливал дичь, а Брежнев предпочитал ЗИЛ-111 с кондиционером и панорамными стёклами.

«Москвич»

Ещё один автогигант Москвы – это АЗЛК. Начинался завод как автосборочная площадка. Сначала там собирали автомобили марки «Ford» из американских комплектующих. После войны, раздобыв трофейное оборудование, начали выпуск знаменитого автомобиля «Москвич-400» – модифицированного немецкого Opel Kadett.

-3

Название «Москвич» было присвоено автомобилю в честь 800-летия Москвы, которое праздновалось как раз в 1947 году – в год выпуска нового авто.

Что интересно, именно «Москвич» прославил советский автопром за границей. Первые свои выступления на международных мероприятиях организация Автоэкспорт и завод не афишировали. Автомобили участвовали в ралли «Лондон-Сидней» и «Лондон-Мехико» и заняли, соответственно, четвёртое и второе места. Далее был тур Европы, где наши автомобили были уже первыми.

Это был фурор! Неожиданно никому не известные автопроизводители обогнали лучшие западные образцы автомобилестроения!

«Москвичи» экспортировались более, чем в 70 стран мира. 65 % продукции завода шло за границу. Наш рынок не был насыщен отечественными автомобилями, но зато заводчане имели роскошную социальную поддержку. Простояв лет 5 – 7 в очереди, работник завода мог получить квартиру, у предприятия были собственные сады, школы, учебные заведения, поликлиники, базы отдыха, пионерские лагеря.

Рижская автобусная фабрика

Каждому автозаводу полагался спортивный комплекс и стадион. На заводах спорт вообще пользовался большой популярностью. В те времена не было профессиональных спортсменов, все они были работниками заводов, но становились известными людьми, прославляя советский спорт.

-4

Заводы также отдавали дань спорту и молодёжному движению. Так, первые из легендарных «рафиков» были выпущены в Риге в 1957 году к Московскому фестивалю молодежи и студентов. Они так и назывались – «фестивальные». Новая партия маршруток приехала в Москву ещё и в 1980 году – на олимпиаду.

Запорожский автозавод

Выпуск «Запорожца» был настоящим прорывом, когда «простой советский человек» мог приобрести автомобиль и отправится на нём «куда глаза глядят». Сейчас для нас это так обыденно и каждая семья имеет машину, а часто и не одну.

-5

Однако в советское время это чудо техники было доступно далеко не всем. Не только из-за стоимости, «Запорожец» как раз был относительно недорогим автомобилем – порядка 3 тысяч рублей, и советская семья могла накопить их в течение нескольких лет. Трудность заключалась в тотальном дефиците. Возможность приобрести автомобиль была, а самого автомобиля как бы и не было.

Как же так получилось, что всё было так хорошо, а закончилось так плохо? Действительно, у этих колоссов был не слишком крепкий фундамент?

Советские автогиганты начали гибнуть ещё до распада страны. Перестройка отменила монополию на внешнюю торговлю, появились импортные конкуренты и выяснилось, что отечественное оборудование давно устарело, а Госплан не поспевает за техническим прогрессом.

На месте ЗИЛа теперь развёрнута стройка, АЗЛК долгое время не работал, но теперь там начата сборка совсем других автомобилей, РАФ и ЗАЗ – это вообще другие и не слишком дружественные нам страны.

Конечно, до сих пор работают ВАЗ и ГАЗ. Внимательный читатель напишет комментарий, что мы забыли про эти предприятия. Нет, конечно, мы не забыли и обязательно расскажем вам о них.

-6

А пока отметим, что производство в России всё-таки работает, несмотря на все трудности и особенности, и сейчас наблюдается подъём. Создаются новые заводы и модернизируются старые. А СЛТ принимает в этом живое участие, ведь мы поставляем литейное, металлургическое и металлообрабатывающее оборудование, осуществляем проектные работы и технологическое сопровождение. Подробнее о наших услугах здесь.