Найти в Дзене
Пераново перо

Зоя Кайдановская: Сейчас мне очень не хватает отца

23 июля исполнилось бы 78 лет актеру Александру Кайдановскому. На экране он чаще был спокоен и замкнут, а в жизни жаждал страстей и переживаний. Может, поэтому артист рано ушел из жизни - в 49 лет. О нем вспоминает дочь -
актриса Зоя Кайдановская.

Фото Валерия Плотникова
Фото Валерия Плотникова
Фотогалерея Валерия Плотникова | Дзен

- Мои родители познакомились на съёмках фильма «Пропавшая экспедиция», - рассказывает Зоя. - Mамe (актриса Евгения Симонова. - прим. ред.) было тогда восемнадцать лет, она училась на втором курсе театрального училища имени Щукина. Ухаживал отец за моей будущей мамой очень элегантно: провожал до дома, целовал руку и удалялся. Все было целомудренно до самой свадьбы. А через два года родилась я.

Александр Кайдановский и Евгения Симонова. Кадр из фильма "Пропавшая экспедиция".
Александр Кайдановский и Евгения Симонова. Кадр из фильма "Пропавшая экспедиция".

- Папа был не приспособлен к семейной жизни. Когда он переехал к маме, у него было только два чемодана с книгами. Кайдановский забывал что-то сделать по дому, в холодильнике постоянно оставлял кожуру от колбасы. С ним конечно, было тяжело, хотя все домашние его любили. Особенно моя бабушка по маминой линии. Она говорила: «Ну и пусть, он такой неприспособленный в быту, зато потрясающий актёр!»

Мне было четыре года, когда развелись родители. После развода мама вышла замуж за режиссёра Андрея Эшпая, и я полюбила его. Папа редко приходил ко мне. Когда в нашу жизнь пришёл Эшпай, у нас образовалась семья, где Кайдановский оказался лишним.

Помню, один его подарок произвел на меня впечатление. Мне было лет десять. Папа забрал меня 31 декабря, отвёз в «Детский мир» и купил огромную красивую куклу. Потом мы погуляли по городу, он привез меня домой. Помню, я смотрела в окно, как он один идёт на автобусную остановку, и мне стало его так жаль. Мама рассказывала, когда я совсем маленькой смотрела очередной фильм с отцом, то часто говорила в конце: «Ну слава богу, хоть здесь папу не убили!»

Александр Кайдановский с дочкой. Фото из семейного архива.
Александр Кайдановский с дочкой. Фото из семейного архива.

- Более тесно с папой мы начали общаться, когда мне было лет пятнадцать. У меня был непростой переходный возраст, и для моего воспитания стянули все семейные силы. Одна родственница попросила Александра Леонидовича на меня повлиять. Первое время я приходила в его комнату в коммунальной квартире на улице Воровского, мы закупали в магазине на Новом Арбате всякие вкусности и пожирали их во время просмотра американских блокбастеров «Бэтмен», «Чужие», «Терминатор - 2». А еще мы много играли на компьютере, отец обожал компьютерные игры.

Когда я ему сказала, что хочу стать актрисой, он отнесся к этому спокойно, даже готовил меня к поступлению в ГИТИС. Это было как в страшном сне, он жестко критиковал меня, много ругал. Я рыдала. После того, как папа недели две меня «пытал», он позвонил маме и сказал: «А ничего, из неё выйдет толк!».

Зоя и Александр Кайдановские. Фото из семейного архива.
Зоя и Александр Кайдановские. Фото из семейного архива.

- В 1992 году мы ездили с папой в Испанию на съемки фильма «Дыхание дьявола», где он играл глухонемого. Я жила там неделю, но никакой у него особой работы над ролью - мучений, поисков, терзаний - не замечала. Помню, мы там часто ругались. Смотрю я, например, вечером по телевизору фильм, а он хочет смотреть по другому каналу  бокс, и мы начинаем друг на друга ворчать.

Я не особо посвящала его в свои личные секреты. Помню в восемнадцать лет я стала жить гражданским браком с молодым человеком и познакомила с ним папу. Он сказал без энтузиазма: «Ну что ж, хороший! Только будьте аккуратнее!» Он и своей личной жизнью делился со мной редко. Например, с последней супругой, актрисой Инной Пиварс, они успели прожить в браке всего три недели.  И было всё: они ссорились, сходили, расходились. Папа мне даже чуть-чуть жаловался. А в свое время у него была очень приятная женщина - француженка, которая нежно его любила. Думаю, если бы они остались вместе, это продлило бы ему жизнь. Впрочем, мне кажется, спокойная жизнь ему была неинтересна. Ему нужны были страсти.

Мне очень жаль, что папа не увидел моих последних работ в театре и в кино. Обидно, что не узнал своих внуков, он так хотел стать дедом. Когда я приходила к нему в больницу, спрашивал: «Зося, когда же ты подаришь мне внучат?!» Сейчас мне очень не хватает отца. И мне жаль, что тесно мы общались так мало и недолго.

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов