Найти тему
Вечерняя Казань

Защита о деле «борисковских»: «Бригады Джамая» никогда не существовало»

Оглавление

В Приволжском суде Казани отобрали присяжных для рассмотрения дела так называемой «бригады Джамая». Никто из подсудимых не признал вину после оглашения обвинения.

Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

– Уважаемые участники процесса, присяжные, руководством прокуратуры республики мне поручено поддерживать государственное обвинение по уголовному делу Гатиятуллина Марата Рашидовича, Нейдерова Андрея Васильевича, Веселова Олега Вадимовича, Фадеева Виталия Юрьевича, Хабибуллина Рината Анваровича. На мне, как на государственном обвинителе, лежит обязанность раскрыть перед вами сущность предъявленного подсудимым обвинения, – начал старший помощник прокурора Приволжского района Казани Радиф Файзрахманов.

Обвинительное заключение по этому делу утверждал первый зампрокурора Татарстана Алексей Заика – Файзрахманов же после вступительного слова стал зачитывать присяжным то, что исследователи «казанского феномена» не раз выносили в публичное поле.

А именно: «бригада Джамая» зародилась в 1992 году, после раскола ОПГ «Борисково» – ее участники проживали на территории одноименного поселка в Приволжском районе Казани. После убийства лидеров двух противоборствующих лагерей некогда единой группировки, зародившейся, кстати, в 80-х годах, один из «старших» «борисковских» решает «сколотить» вокруг себя «бригаду».

Имя этого ныне покойного «старшего» – Равиль Гатиятуллин или Джамай. На скамье подсудимых, как стало известно «Вечерней Казани», находится его племянник Марат по прозвищу Маркел (выше на фото). Он и остальные подсудимые присягнули Джамаю в числе большинства «активистов» бывших «борисковских».

1993

Джамай руководил всем: отдавал приказы активным членам банды об устранении конкурентов, заведовал оружием, по его распоряжению «отжимали» бизнес и оказывали давление на предприятия.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

И первым эпизодом в обвинительном заключении по его «бригаде» стало покушение на Рустема Хайруллина, участника враждебной «бригады Мансура». В День Победы 1993 года подсудимые Фадеев, Нейдеров, Гатиятуллин, а также другие члены «джамаевских» выманили жертву за калитку собственного дома и начали стрельбу из трех автоматов Калашникова и нескольких пистолетов.

«Мансуровскому» попали в правое бедро – он упал без сознания, и нападавшие, решив, что «дело сделано», сразу же скрылись с места преступления на машине. Однако после этого налета Хайруллин выжил: члены его семьи сразу же вызвали скорую и оказали первую помощь.

Из обвинительного заключения, оглашенного Файзрахмановым, следует, что «джамаевские» решили отомстить Хайруллину после того, как он ударил в лицо одного из членов их ОПГ.

Источник «Вечерней Казани», знакомый с материалами дела, раскрыл дополнительные подробности преступления: в потасовке, после которой и случился вооруженный налет, Хайруллин якобы отстаивал честь своей матери, продавщицы магазина «Стекляшка» – один из «джамаевских» оскорбил ее, тогда потерпевший нашел обидчика и решил наказать.

Рядом с Хайруллиным находился его товарищ – он вовремя «засветил пистолет», поэтому члены «борисковских» не смогли вовремя дать отпор.

Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / ИД «Вечерняя Казань»

2001-2015

Второй эпизод обвинения: расстрел Дамира Сунгатуллина – члена своей же ОПГ из «борисковских» еще старой формации. Как считают силовики, Сунгатуллин посягнул на лидерство в новообразовавшейся «бригаде» и потому Джамай поручил своим «подчиненным» устранить конкурента.

В убийстве обвиняются Веселов, Гатиятуллин и Нейдеров (ниже на фото) – подсудимые, по версии следствия, напоили Сунгатуллина, а после вывезли его в промзону, где каждый из участников преступления сделал по одному выстрелу.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

Третьим озвученным в суде эпизодом обвинения стало вымогательство целого кафе. По версии следствия, потерпевшая Непожнюк в 2015 году потеряла бизнес – Джамай, как установили силовики, распорядился взять его «под полный контроль группировки».

К женщине пришли Хабибуллин и Веселов – угрожая пистолетом, заставили подписать генеральную доверенность на Хабибуллина (ниже на фото). Так потерпевшая потеряла бизнес.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

За истечением сроков давности был также «убран» один эпизод вымогательства на 3,5 миллиона рублей – в нем обвинялись Гатиятуллин и братья Ильгиз и Ильдус Маннаповы.

Присяжные и адвокаты

Как рассказал председательствующий Ильнур Гарифуллин, изначально к старту процесса было отобрано 11 присяжных, но двое из них уже выбыло – по состоянию здоровья и из-за «всплывшего» знакомства с дочерью одного из подсудимых.

Судья также попросил коллегию не брать во внимание формулировки «группой лиц», «бригада Джамая», «группировкой». Это еще предстоит доказать – тем более, что никто из подсудимых не признает вину.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

– Мы планируем доказать, что никакой «бригады Джамая» не существовало, что никакой организованной группы не существовало. <…> Доказательства, приведенные стороной обвинения – они вероятностные: те заключения экспертов, что говорят об оружии, которым было совершено убийство – вероятностные и не позволяют точно утверждать, что смерть Сунгатуллина наступила вследствии использования огнестрельного оружия, – обращаясь к присяжным, заявил адвокат Олега Веселова Константин Малков.

Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / ИД «Вечерняя Казань»

А вот защитник Гатиятуллина назвал доводы обвинения несостоятельными: следствие якобы опирается на показания умерших людей при этом дело в отношении ее подзащитного силовики начали отрабатывать лишь спустя 20 лет, в 2021 году – при том, что следственная группа собирала все данные практически сразу после преступлений.

Источник «Вечерней Казани», близкий к силовым структурам, пояснил: задержка в «отработке дела» произошла как раз из-за действий оперативников – по непонятной причине они направили материалы дела следствию лишь после смерти самого Джамая.

На следующих процессах ожидается допрос остальных потерпевших.

Автор материала: Андрей Мартыгин