Найти тему
Вечерняя Казань

Приволжский суд Казани расчленил дело «бригады Джамая»

Оглавление

После смерти авторитета «борисковских» Равиля Гатиятуллина по прозвищу Джамай, силовики начали «разрабатывать» дело его племянника. На последнем заседании суд убрал из обвинения эпизод вымогательства, но оставил убийство и покушение.

Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Исследователи «Казанского феномена» называют группировку «Борисково» одной из старейших ОПГ города – и периодом ее образования принято считать 70-е годы. В течение первых десяти лет жизни преступного сообщества, его участникам удалось подчинить себе несколько крупных предприятий Приволжского района Казани. Из-за чего, кстати, в ОПГ произошел раскол, достигший своего апогея в 1992 году – с убийством предполагаемых лидеров двух лагерей «борисковских»: Талгата Хайруллина и Анатолия Блохина.

После их смерти, как считают силовики, один из «старших» ОПГ «Борисково» Джамай (он же Равиль Гатиятуллин) решает сколотить свою «бригаду» из старых участников группировки. Ему сразу присягнули несколько человек: племянник Марат Гатиятуллин (Маркел), Андрей Нейдеров (Медведь), Виталий Фадеев (Фадей), Ринат Хабибуллин (Ринтон), Олег Веселов (Крокодил) и другие.

Структура группировки имела «классический» набор характеристик – это спорт, запрет на наркотики, обязательные «сходняки», иерархия возрастов и сбор «общака».

Автор фото: ВК-группа: Казанский феномен
Автор фото: ВК-группа: Казанский феномен

По информации разных источников, Джамай смог сохранить лидерство в группировке до самой своей смерти, то есть до 2020 года. И примечательно, что «уголовка» на его племянника «всплыла» лишь в 2022 году, когда следствие вдруг объединило два старых дела на Марата Гатиятуллина.

Маркел и еще шесть человек сегодня находятся на скамье подсудимых по подозрению в убийстве, покушении и вымогательстве. Помимо вышеуказанных Нейдерова, Фадеева и Хабибуллина, вместе с Гатиятуллиным судили еще Ильгиза и Ильдуса Маннаповых они в данный момент на свободе.

Казанский адвокат Вадим Максимов смог «продавить» ходатайство о прекращении уголовного преследования по статье о вымогательстве в связи с истечением срока давности – по вмененному эпизоду он составил шесть лет. Суд прошение удовлетворил – при этом «вымогательство» также «ушло» и для Гатиятуллина.

Эпизод 1. Повязаны кровью

Весной 2001 года в каморке охранника на территории швейной фабрики «Девон» (улица Тихорецкая, Казань) был расстрелян бывший участник группировки «Борисково» – Дамир Сунгатуллин по прозвищу Сундук.

Как стало известно «Вечерней Казани», в его теле нашли несколько пулевых отверстий – три в голове, и одно в груди. Стрелявшими следствие называет четырех человек, членов ОПГ «Борисково»: некоего Куликова, а также подсудимых Гатиятуллина, Веселова и Нейдерова. Обвинение считает, что каждый из них нажал на курок не менее одного раза – так стрелявшие должны были доказатьпреданность банде.

По данным силовиков, «добро» на убийство дал лично Джамай – он с помощью своих боевиков решил устранить конкурента, набиравшего внутри ОПГ авторитет, а заодно связать своих кровью.

По одной из версий, Сундук в конце 90-х отдалился от «борисковских» из-за наркотиков, но через несколько лет, завязав с веществами, снова вернулся «в круг» – при этом принять новую «верхушку» группировки не смог. Как итог: конфликт, переросший в убийство.

Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Андрей Мартыгин / «Вечерняя Казань»

Датой случившегося следствие называет 22 апреля 2001 года – именно тогда, как считают силовики, Куликов выманил Сундука в кафе, где напоил до невменяемого состояния, а после вывез на «Девон». По дороге к ним подсел Нейдеров, а остальные два обвиняемых добирались на отдельной машине.

Сундука расстреляли, а после закопали в землю на территории швейной фабрики. Труп нашли в 2021 году.

Этот эпизод в обвинительном заключении проходит, как пункт «ж» второй части, статьи 105 Уголовного кодекса России: «Убийство, совершенное организованной группой». Максимальное наказание: 20 лет лишения свободы, либо пожизненное. Обвиняются: Веселов, Гатиятуллин, Нейдеров.

Эпизод 2. Свои всегда правы

В 1993 году за «бригадой Джамая», по версии следствия, числится еще одна кровавая разборка, произрастающая из, казалось бы, рядовой ситуации того времени: один из «джамаевских» по прозвищу Ахмадей (Айрат Ахмадиев) оскорбил продавщицу магазина «Стекляшка», а она оказалась тещей другого группировщика, связанного с «бригадой Мансура» – Рустема Хайруллина.

Хайруллин решил «выцепить» Ахмадея и направился к месту сборов «джамаевских», где собственно и нашел его в компании Сундука, Маркела, Фадея и других членов недружественной ОПГ. Хайруллина же, по одной из версий, поддерживал лишь один участник его группировки.

Представитель «мансуровских» отозвал Ахмадиева в сторону, нанес ему удар кулаком в лицо, после чего друг Хайруллина «засветил ствол» и продолжения конфликта на месте не случилось.

Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк / «Вечерняя Казань»

Ошарашенные произошедшим, «джамаевские» поехали к своему лидеру Равилю Гатиятуллину – он решил, что терпеть такое нельзя и роздал «бригаде» три автомата Калашникова и несколько пистолетов. «Ахмадиев и компания» поехали разбираться.

Добрались до дома Хайруллина, где тот в компании близких отмечал День Победы – сидели в беседке на участке. Как стало известно «Вечерней Казани», «джамаевские» выманили Хайруллина за калитку – началась стрельба. Силовики считают, что не все вели прицельный огонь. Ахмадей, например, не хотел убивать Хайруллина – тем не менее кто-то из стрелявших попал ему в бедро, пуля прошла навылет.

Лишь благодаря своевременным действиям очевидцев, пострадавший смог выжить и очнуться через три дня в РКБ.

Этот эпизод следствие расценивает, как «покушение на убийство двух и более лиц». Максимальное наказание: до 20 лет лишения свободы. Обвиняются: Фадеев, Нейдеров, Гатиятуллин.

Эпизод 3. Забрать свое

Ушедший из дела эпизод вымогательства за истечением сроков давности связан со стройкой жилого дома в Казани по адресу Каюма Насыри 42. Как стало известно «Вечерней Казани», один из подсудимых Ильгиз Маннапов обратился к директору ООО «СК Вертекс» Шамьенову с предложением построить дом для «Интехбанка».

У Маннапова имелись связи с владельцем земли на Каюма Насыри 42 – участок принадлежал директору ЗАО «БАСКО», поэтому Шамьенов через Маннапова действительно мог взять стройку на себя.

Так и произошло: провели расчеты, договорились о прибыли, ударили по рукам, подписали бумаги между тремя компаниями.

Автор фото: Скриншот с сервиса Яндекс.Карты
Автор фото: Скриншот с сервиса Яндекс.Карты

Стройка началась зимой 2010 года – и закончиться должна была через год. Но, по данным «Вечерней Казани», едва компания Шамьенова забила на участке сваи, как со стороны «Интехбанка» и «БАСКО» начались проблемы с финансированием. Весной 2011 года договор был расторгнут.

Силовики видят случившееся так: огорченные ситуацией Маннаповы наведались к Шамьенову на стройплощадку – решили узнать как же он так расходовал средства, что ему не хватило выделенных денег. И стали требовать свою долю: 3,5 миллиона рублей – так подсудимые оценили свою прибыль от реализации проекта. Но получили отказ.

За помощью в «выбивании» своей доли Маннаповы обратились к Маркелу, зная, что он из «бригады Джмамая» – с ним угрозы начались жестче: появился пистолет, начались избиения, «накрутились» 800 тысяч рублей процентами. Шамьенов в конце концов пошел в полицию, но там делу откровенно не давали ход.

Сначала возбудили «уголовку» по факту попытки завладения авто Шамьенова, потом по факту вымогательства, но дело то прекращали, то снова возбуждали – и так до 2012 года пока все совсем не утихло.

Про этот эпизод вспомнили лишь в 2022 году, когда силовики начали активно «отрабатывать материал» по убийству на швейной фабрике. Но уже поздно: по факту вымогательства ни Маркела, ни Маннаповых не привлечешь.

Эпизод 4. Уютное кафе

Известно, что в 90-е для осуществления предпринимательской деятельности на территории «борисковских», необходимо было разрешение группировки – и работать разрешали, но за процент.

Оформлялось все официально: членов ОПГ включают в список учредителей предприятия – и готово. Так, по данным следствия, функционировало, например, кафе «Сокол» на Фермском шоссе.

В 2015 году Джамай, по данным «Вечерней Казани», приказал взять «Сокол» под полный контроль – директором заведения числилась некая Непожнюк. Под угрозой убийства, женщина оформила генеральную доверенность на имя подсудимого Рината Хабибуллина (Ринтона). Стоимость кафе, по разным оценкам, могла достигать 15 миллионов рублей.

Автор фото: ВК-группа: Казанский феномен
Автор фото: ВК-группа: Казанский феномен

Ринтону и Крокодилу (Олегу Веселову) вменяются пункты «а», «б» третьей части 163-й статьи Уголовного кодекса России: «Вымогательство, совершенной организованной группой, в целях получения имущества в особо крупном размере». Максимальное наказание составляет до 15 лет лишения свободы.

Позиция?

Еще на стадии задержаний ряд подсудимых заявляли о полном отрицании вины, мол, ни к «борисковским», ни к другим группировкам они отношения не имеют. Причем эти слова характерны едва ли не для всех подсудимых. В деле продолжается отбор присяжных – со стартом процесса позиция подсудимых станет понятна лучше.

Автор материала: Андрей Мартыгин