23 июля Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект, предусматривающий создание реестра грузовых автоперевозчиков, который определит новые правила работы перевозчиков. Напомним, этот законопроект уже вносили весной. Потом сняли для доработки — и вот сейчас будут рассматривать вновь.
О чем законопроект
О том, чтобы создать в России единую официальную базу с полной информацией о каждой транспортной компании и каждом перевозчике, даже мелком.
Зачем это нужно? Минтранс и Ространснадзор утверждают, что в последнее время выявлены массовые нарушения режима труда и отдыха водителей большегрузов, что приводит к росту ДТП на трассах. По словам чиновников, отмена лицензирования и простой уведомительный порядок о начале перевозочной деятельности приводят к отсутствию контроля за грузовыми перевозками.
Однако эксперты предполагают, что в действительности закон нужен для «обеления» рынка. По разным оценкам, сейчас около 60% грузоперевозок серые — соответственно, государство недосчитывается крупной суммы налогов. После введения закона, как говорят о том представители Госдумы, государство рассчитывает собрать 450 млрд дополнительных налогов в год.
Как будет вестись реестр
Основой для реестра станет Государственная информационная система электронных перевозочных документов (ГосЛог).
Регистрироваться в реестре должны будут все грузовые автомобили, массой свыше 3,5 тонн — а контроль за ними обеспечит цифровизация отрасли и электронный документооборот. Каждая транспортная компания будет подгружать в реестр все договора, разрешения, лицензии, обременения. А через системы ГЛОНАСС и тахографы контролирующие органы будут отслеживать маршруты грузовиков и время их нахождения в пути.
Компании, которые этого не зарегистрируют свой транспорт в реестре, не смогут заниматься перевозками.
Требования к перевозчикам
Кроме создания собственно реестра, законопроект предполагает установление особых требований к перевозчикам. Например:
Финансовая состоятельность: отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам.
Надежность: отсутствие судимостей за экономические, экологические и трудовые преступления, а также за нарушения правил БДД.
Компетентность: в штате компании должны быть специалисты, отвечающие за соблюдение правил БДД.
По сути, это новый вариант лицензирования отрасли — потому что соответствовать всем заявленным требованиям смогут далеко не все перевозчики.
Участники рынка опасаются, что принятие закона повлечет за собой дополнительные финансовые затраты для транспортных компаний — которых сейчас, в период экономического кризиса, и так немало.
Напомним, законопроект проходит пока только первое чтение. До окончательного принятия возможны еще поправки — поэтому будем держать в курсе.