Токийский зодиак. Роман. Содзи Симада. 1981 г. 18+
1936, Япония. В своей мастерской убит художник Хэйкити Умэдзава. Мастерская закрыта изнутри и каким образом совершено убийство – никто понять не может. Тут же, на месте преступления, найден тайный дневник Умэдзавы, в котором он описывает свои планы создания Азот, идеального существа, сочетающего в себе самые сильные качества знаков зодиака. Для этого Хэйкити планирует убить шестерых своих родственниц – двух дочерей, двух падчериц и двух племянниц, взять от каждой по части тела и сложить Азот. После смерти художника кто-то исполняет задуманное преступление, дочери/падчерицы/племянницы Умэдзавы пропадают, а через какое-то время находят их трупы с недостающими частями тела. Сорок лет загадка не даёт покоя японцам, выдвигается множество версий случившегося, но головоломку никто разгадать не может, пока за дело не берётся Киёси Митараи, астролог, предсказатель судьбы, и по совместительству – гениальный детектив-убийца. У Митараи, конечно же, имеется менее талантливый, но верный друг и помощник Кадзуми Исиока.
Чтобы адекватно воспринять эту книгу и не бросить на первых десяти страницах, неплохо бы ознакомиться с небольшой исторической справкой. Жанр японских детективов имеет почти столетнюю историю. До середины прошлого века особой популярностью пользовался поджанр хонкаку, особенность которого – концентрация на загадке, преступлении и его расследовании. При этом психология персонажей, экшн, романтика – всё, что не имеет непосредственного отношения к преступлению - считалось второстепенным и необязательным. Золотое правило хонкаку – честная игра, то есть читатель должен иметь всю необходимую информацию для того, чтобы самостоятельно раскрыть преступление. На самом деле, и вне Японии писали такие книги, можно сказать, что во многом «золотое правило» соблюдали все видные классические авторы детективов, тот же Конан Дойль или Агата Кристи. Но именно японцы придумали для этого отдельный термин. После 1950-х годов популярность хонкаку начала снижаться. «Токийский зодиак» - первый представитель син-зонкаку – нового хонкаку. Содзи Симада решил возродить ортодоксальный японский детектив, дав толчок целому буму хонкаку, сейчас книг в этом поджанре видимо-невидимо, но именно «Токийский зодиак» - первая книга возрождённого хонкаку.
Первая половина «Токийского зодиака» читается как старательный конспект преступления. Автор по полочкам раскладывает обстоятельства дела – весьма запутанного – не стесняясь самых мелких подробностей, вплоть до координат, где находили тела жертв. Прилагаются иллюстрации – схемы, таблицы, планы помещений с отметками – что где произошло. Информация максимально плотно уложена в текст. Запомнить всё это решительно невозможно. Со второй половины книги начинается расследование, сбор дополнительных данных, допросы свидетелей. Через две трети автор прямо обращается к читателям, мол, теперь у вас есть все вся необходимая информация для разгадки. Чтобы читатель не расслаблялся, через пару глав автор еще раз напоминает, что читатель может сам раскрыть дело. Золотое правило честной игры соблюдено.
С художественной точки зрения текст очень посредственный. Плоские герои, неестественные диалоги, странное поведение персонажей. Кажется, автор пытается сделать историю живее, придать психологический объём героям, но не особо получается. Ряд ситуаций мне показались лишними, не влияющими на сюжет. Недостатков в тексте масса, но всё это меркнет перед сложностью загадки и работой, которую проделал автор. Я понял фишку хонкаку, это чисто японская тема, потому что требует японской дотошности. Уверен, есть любители, которые, вооружившись картами, линейкой, блокнотом, или даже специальными программами, сидят и решают хонкаку-головоломку. Но даже без такой вовлеченности история интригует. За собой заметил, что в промежутках между чтением моя мысль периодически перескакивала на «загадку Азот», мозг сам начинал перебирать подробности преступления. И я не успокоился, пока не дочитал до конца, хотя пару раз задумывался, а не бросить ли? Любопытный читательский опыт, увлекательно, но специфично. В какой-то мере даже гимнастика для ума. Однозначно попробую еще что-то из син-хонкаку, и боюсь представить, что же представлял из себя классический хонкаку.
#рецензия #книга