Приветствую, друзья! С 10 июня 2024 года ГИБДД вводит новый порядок выдачи в/у. Теперь автолюбители с категорией "B" при получении или замене документа автоматически, без дополнительных экзаменов открывают подкатегорию "B1" без ограничений по типу посадки. А значит, теперь, таким водителям доступно управление квадрициклами, трициклами, снегоходами и квадроциклами.
Вкратце рассмотрим эти транспортные средства подробнее:
Квадрицикл - четырехколесное мототранспортное средство, напоминающее мотоколяску или микроавтомобиль. Скорость этих средств варьируется от 25 до 50 км/ч, а мощность измеряется десятками лошадиных сил.
В СССР типичным квадрициклом была "инвалидка" . Сегодня, особенно за рубежом, квадрициклы выглядят привлекательно и становятся все более популярными в условиях плотной городской застройки.
Трицикл - трехколесное транспортное средство, которое может иметь различную конфигурацию: два колеса спереди и одно сзади или наоборот. По сути, это облегченный и более устойчивый вариант мотоцикла. Несмотря на устойчивость, использование мотошлема на трицикле обязательно.
Интересно, что в России трициклов пока очень мало, и большинство из них зарегистрированы как полноценные мотоциклы, с правами категории "A". Именно требование иметь эту не самую распространенную категорию делало трициклы редкостью на наших дорогах. Теперь же, когда трициклами смогут управлять водители с категориями "B" и "B1", а это около 50 миллионов человек, ситуация может кардинально измениться.
Некоторые автомобилисты могут заметить, что подкатегория B1 присутствует в водительских удостоверениях уже много лет. Действительно, если перевернуть права, можно обнаружить соответствующую отметку. Однако раньше в графе 12 напротив B1 стояло ограничение "АС", означавшее возможность управления только квадрициклами и трициклами с автомобильной посадкой и авторулём.
Теперь ситуация изменилась. В новых удостоверениях эта ограничительная отметка отсутствует, что существенно расширяет возможности водителей. Теперь им доступна не только автомобильная, но и мотопосадка, а также моторуль.
Более того, согласно последним поправкам в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", с 1 апреля водители, имеющие подкатегорию B1, получают право управлять снегоходами и квадроциклами. Это нововведение открывает перед автомобилистами еще более широкие перспективы использования различных видов транспорта.
Квадроциклы и снегоходы относятся к самоходным машинам категории АI (обратите внимание, что цифра I римская, а не арабская 1, ведь категория А1 предназначена для лёгких мотоциклов). Эти транспортные средства регистрируются не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, что влечет за собой некоторые отличия в документации.
Вместо привычного ПТС (паспорта транспортного средства) на квадроциклы и снегоходы выдается ПСМ (паспорт самоходной машины). Эти транспортные средства подлежат ежегодному техосмотру. Для постановки на учет, согласно правилам, утвержденным правительством России, необходимо предъявить страховку.
До недавнего времени для управления снегоходами и квадроциклами требовались права машиниста-тракториста, что предполагало дополнительное обучение, сдачу экзаменов и выполнение других требований. Многие считали этот процесс слишком обременительным.
Однако ситуация изменилась. Теперь водителям с подкатегорией АI (которая автоматически открывается при наличии категории А - мотоцикл), а также водителям с подкатегорией B1 (выдаваемой при категории B) разрешено управлять снегоходами и квадроциклами с обычными водительскими правами.
Новые правила также затрагивают водителей с категориями C и D, то есть тех, кто имеет право управлять грузовиками и автобусами. Им теперь так же разрешено управлять квадроциклами и снегоходами, но только на основании договора аренды и после прохождения обязательного инструктажа. По сути, речь идет преимущественно о туристических поездках.
Интересно отметить, что хотя снегоходы и квадроциклы не предназначены для движения по дорогам общего пользования, ни в одном законе или пункте ПДД нет прямого запрета на их использование в таких условиях. Это создает определенную правовую неоднозначность, которую, возможно, предстоит разрешить в будущем.
Как получить новое в/у
- Необходимо получить медицинскую справку для замены прав, в которой отсутствуют ограничения для управления транспортными средствами подкатегории B1. Эти ограничения весьма специфичны и включают, например, отсутствие двух и более пальцев или части верхних/нижних конечностей. Важно понимать: если с одной рукой еще можно управлять автомобилем с автоматической коробкой, то безопасно управлять транспортным средством с мотопосадкой просто невозможно.
- Требуется оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей за замену прав.
- Необходимо записаться и посетить подразделение ГИБДД или МФЦ. Перед подписанием нового удостоверения и его ламинированием обязательно проверьте оборотную сторону, графу 12. Там не должно быть отметки "АС" (автомобильная посадка и автомобильный руль).
Важно отметить, что водителям с категорией А, но без категории B, поставят ограничительную отметку "МС". Это означает, что им доступны квадроциклы и снегоходы, но квадрициклы и трициклы - только с мотопосадкой и моторулем.
Водительское удостоверение можно заменить по разным причинам: окончание срока действия, утрата, сильный износ бланка, смена персональных данных (например, фамилии) или просто по желанию владельца, что предусмотрено федеральным законом. Интересно, что на портале Госуслуг отсутствует опция замены прав "по желанию". В таком случае можно выбрать пункт "повышенный износ". В любом случае оплата пошлины обязательна.
Польза нововведений
Новые правила управления квадроциклами и снегоходами несут в себе ряд важных преимуществ.
- Во-первых, ожидается значительное увеличение числа официально зарегистрированных транспортных средств этого типа. На данный момент около 80% квадроциклов и снегоходов эксплуатируются без постановки на учет, что означает отсутствие страховки. Более того, водители часто управляют ими без соответствующих прав, а иногда даже в нетрезвом состоянии. Новые правила призваны изменить эту ситуацию.
- Во-вторых, это нововведение может стать мощным стимулом для развития активных видов спорта и досуга, открывая новые возможности для любителей экстремального отдыха.
Особенно важны эти изменения для жителей отдаленных северных регионов, где снегоход или квадроцикл - не развлечение, а необходимость. Теперь получить права на управление этими транспортными средствами станет гораздо проще. Вместо того чтобы искать специализированные школы трактористов-машинистов, которые есть далеко не везде, достаточно будет обратиться в ближайшее отделение ГИБДД.
Спасибо за внимание, друзья. Делитесь вашим мнением в комментариях