Китай — безусловный мировой лидер в производстве аккумуляторов для электромобилей. За счет чего было достигнуто такое преимущество? И почему цены на китайские электрокары в два раза ниже, чем на электромобили в США и Европе?
Еще в 2009 году в КНР начали развиваться правительственные программы по борьбе с загрязнением воздуха (а он действительно грязен в Китае, особенно в южном, представляющим собой одну гигантскую промышленную агломерацию). В планы входило существенно снизить выбросы в атмосферу углекислого газа. Ключевым пунктами «зеленой» политики стали инвестиции в производство литий-ионных аккумуляторов и развитие автопромышленности, заточенной на выпуск электрокаров.
И в том, и в другом Китай преуспел.
Сегодня Азия (и в частности КНР) лидирует по наращиванию мощности литий-ионных батарей. США и страны Западной Европа пока в роли отстающих. Офисы ведущих мировых разработчиков и производителей литий-ионных аккумуляторов находятся в КНР, Южной Корее и Японии.
Бурное развитие диктует необходимость выходить на новые рынки
Глобальный спрос на аккумуляторы для электрокаров удовлетворяется в основном именно китайскими производителями. Поднебесная — один из крупнейших мировых экспортеров в этой отрасли, в то время как западным странам приходится импортировать литий-ионные аккумуляторы. Доля импорта этой продукции в Европе достигает 20%, США импортирует порядка 30% аккумуляторов для электромобилей.
В Китайской Народной Республике сосредоточено около 90% глобальных мощностей производства катодных материалов и около 97% анодных, почти 100% производственных мощностей литий‑железо‑фосфатных батарей (LFP). Наращивается также производство батарей типа NMC — литий‑никель‑марганец-кобальт-оксидных аккумуляторов.
Рынок литий-ионных батарей в мире, а особенно в Китае растет стремительными темпами. В первую очередь это продиктовано растущим глобальным спросом на электрокары. Только с 2022 года этот рынок вырос на 35%. А в 2023-м на дорогах планеты появилось почти 14 миллионов новых «электричек». К концу текущего года мы наверняка столкнемся с новыми рекордами. Особенно это хорошо видно здесь, в Шеньчжене, где располагается наш основной офис: здесь уже половина автомобилей — электрические, а парк скутеров на 100% электрический (на бензиновых и дизельных скутерах и мотоциклах передвигаться по городу запрещено). И местное правительство дальше уменьшает долю автомобилей на ДВС. Чтобы получить госномера на автомобиль с ДВС, придется выложить около 30 000 юаней (около 350 000 рублей), в то время как за номер для «электрички» нужно заплатить небольшую пошлину — 130 юаней.
Однако слишком бурое развитие сегмента литий-ионных батарей постепенно начинает становился проблемой для Китай — по прогнозам ряда экспертов, к 2025 году страну может ожидать кризис перепроизводства в этой отрасли. По данным Министерства промышленности и информатизации КНР, общий объем производства литий-ионных аккумуляторов за январь-февраль 2024 года превысил 117 гигаватт-часов, а это на 15% больше, чем за тот же период 2023-го. И прирост продолжается впечатляющими темпами. Вполне возможно, что уже скоро объем выпуска аккумуляторных батарей в КНР достигнет ошеломляющего показателя — 3000 гигаватт-часов. Это означает, что китайским производителям жизненно необходимо расширять внешние рынки сбыта, чем, впрочем, они активно и занимаются при поддержке правительства.
В чем главное преимущество китайских электромобилей и комплектующих?
Ответ очевиден — они дешевле раза в два, чем их аналоги из США и Европы. Но не только за это их можно любить.
Крупные производители Китая очень трепетно относятся к такой составляющей электрокара, как дизайн, и нередко их модели с этой точки зрения выигрывают у «американцев» и «европейцев». Что не мудрено: на китайский автопром сейчас трудятся лучшие мировые автомобильные дизайнеры. Вольфганг Эггер (ex- директор по дизайну в AUDI, Lamborghini, Alfa-Romeo и SEAT) сейчас работает в BYD. Клаус Зисора Бишофф — ex-Volkswagen — заведует дизайном в Changan. Крис Томассон — ex-BMW — в NIO. Стефан Зилафф — ex- Bently, Audi и Daimler — в Geely (список можно продолжать еще долго).
Кроме того, при бюджетной стоимости и красивом дизайне китайские производители электромобилей нередко предоставляют на порядок лучшую комплектацию, нежели западные.
Иными словами, китайский электрокар — это в первую очередь про идеальный баланс качества и цены.
Но откуда такая ценовая разница между электромобилями из Китая и электромобилями из стран Запада? А главное — за счет чего китайским производителям удается предлагать несоизмеримо лучшее качество за столь низкую стоимость?
На эти вопросы тоже есть ответы. Все дело в том, что китайский автопром — отрасль относительно молодая. Именно это и стало ее ключевым преимуществом — она изначально ориентировалась на новые технологии, благодаря чему в КНР без масштабного и болезненного переформатирования фактически с нуля смогли выстроить всю необходимую для производства электрокаров инфраструктуру. Крупные производителя (а их в Китае много) выпускают и литий-ионные аккумуляторы, и сами электрокары, и комплектующие к ним.
В свою очередь автомобильные гиганты США и стран Европы — это известнейшие мировые бренды, десятилетиями выстраивавшие индустрию, заточенную на производство автомобилей с ДВС. И переход на новые технологии для них оказался достаточно болезненным — мешало, что называется, bad legacy («плохое наследние»).
До сих пор многие автопроизводители из Европы базируют свои модели на чужих электродвигателях и аккумуляторах. Подход такой: они создают оригинальный концепт, сами конструируют каркас, а «начинку» — собственно, сам двигатель и батареи — закупают у сторонних производителей.
Кроме того, западный электрокар — это прежде всего бренд. А европейские и американские бренды стоят дорого — так исторически сложилось, таковы маркетинговые стратегии, и, разумеется, от высоких наценок «за имя» никто просто так не отказывается.
Китайцы же подходят к созданию своих электрокаров с других позиций. Для них важно заполнение именно массового — бюджетного — сегмента и развитие небольших легковых городских машинок (за счет этого автопром КНР и растет бурными темпами). Более того, все что они делают, — это «свое», китайское, в подавляющем большинстве случаев технологии не заимствуются, а генерируются с нуля. Проектируется двигатель и аккумулятор, разрабатывается оригинальный дизайн и функциональная «начинка» электромобиля. При этом правительственные меры стимуляции автомобильной промышленности только подстегивают ее рост, соответсвенно, недорогих и качественных китайских литий-ионных аккумуляторов и электрокаров в мире становится все больше.
Ключевые китайские производители аккумуляторных батарей
Перечислим некоторых ключевых игроков из Китая на глобальном рынке литий-ионных аккумуляторов.
Contemporary Amperex Technology Company (CATL) — один из крупнейших не только в Китае, но и в мире производителей топливных элементов, литий-ионных, литий-железо-фосфатных и литий-полимерных аккумуляторов для электромобилей. Компания была создана в 2011 году. Главный офис расположен в провинции в провинции Фуцзянь, в городском округе Ниндэ, а заводы, дочерние компании и научные центры, в которых ведутся инновационные разработки, — в разных точках планеты: КНР, Германия, Венгрия, Канада, США, Франция, Япония.
Эту компанию можно назвать безусловным лидером в разработке безкобальтовых литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LFP). Она сотрудничает с целым рядом известных мировых автопроизводителей, среди которых Tesla, Volkswagen, Ford, BMW, Daimler, Hyundai Motor, Honda, Geely Automobile, BAIC Group, Toyota, NIO и другие.
BYD Electronic была основана в 1995 году как фирма по производству аккумуляторов в городе Шэньчжэне, одном из крупнейших промышленных центров южного Китая, где уже в конце ХХ века стремительными темпами развивалась электронная промышленность. Штаб-квартира BYD и по сей день находится там же, в Шэньчжэне. Уже к началу нулевых годов компания стала крупнейшим в Китае поставщиком аккумуляторных батарей. Производитель сохраняет свои сильные позиции, являясь одним из мировых лидеров по выпуску литий-ионных и литий-железо-фосфатных аккумуляторов NCM. Компания производит множество моделей легковых электрокаров, аккумуляторы и солнечные батареи, а также комплектующие для мобильных телефонов и прочей электроники. Большая часть продукции BYD ориентирована на внутренний рынок.
EVE Energy Company была создана в 2001 году. Сегодня главный офис компании расположен в Чжункае (провинция Гуандун). Заводы EVE Energy работают в Ухане, Хойчжоу, Нинбо, Цидуне, Цзинмэне, Яньчэне, Шэньяне, Их-Цайдаме, а также в венгерском городе Дебрецен. В Хочжоу компанией открыт научно-исследовательский центр. Сегодня EVE Energy — активный поставщик цилиндрических литий-ионных аккумуляторов и систем накопления энергии. Аккумуляторы этого производителя (как бытовые, так и силовые) находят применение в грузовых и легковых электрокарах, скутерах, судах, строительной технике, в бытовой электронике, в системах безопасности и пр.
Redway Power — компания, занимающаяся производством литий-ионных аккумуляторов с 2012 года. Ее штаб-квартира находится в Шэньчжэне (провинция Гуандун). В состав компании входят пять производственных баз и один научно-исследовательский центр. Сегодня это крупный производитель литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LFP), находящих применение не только в производстве электрокаров, но и в автономном хранении энергии, в системах резервного питания и портативной электроники. Компания ориентирована на разработку лучших решений по накоплению энергии.
SVOLT Energy Technology Company была создана на базе аккумуляторного подразделения китайской автомобильной группы компаний GWM в 2018 году. Сегодня она имеет два научно-исследовательских центр — в Уси и Шанхае, а также несколько заводов — в Чанчжоу, Хучжоу, Суйнине, Нанкине, Мааньшане, Яньчэне, Чэнду, Шанжао, Дачжоу и Германии. Компания поставляет литий-ионные аккумуляторы для легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов, мотоциклов и скутеров. Является производителем систем накопления энергии для солнечных и ветряных электростанций.
Китайская литий-ионная экспансия
Спрос на китайские автомобили во всем мире растет весьма бурно.
В прошлом году Китайская Народная Республика произвела на свет свыше 30 миллионов всех электрокаров (что интересно, большая часть китайских производителей все равно остается ориентированной на внутренний рынок, в это говорит о том, что им есть куда расти). США в этой «гонке зеленых мощностей» заняли второе место — выпустили в три раза меньше электрокаров.
Закономерно, что китайские компании начинают все более дерзко и настойчиво продвигать свою продукцию на глобальные рынки (как мы уже упомянули, им просто некуда деваться, так как внутренний спрос вскоре окажется близок к исчерпанию).
Ну а страны Запада столь же закономерно отвечают повышением таможенных сборов на электромобили из КНР, спасая таким образом своих собственных производителей.
А опасаться есть чего — китайские машинки на литий-ионных батареях с каждым годом становятся все популярнее и качественней по многим параметрам.
Мы также ведем тг-канал о жизни и работе в Китае. Подписывайтесь!