Выступая перед старателями в Сибири, на вопрос зрителя: "Что за птица Гамаюн?", Владимир Высоцкий ответил: "Птица Гамаюн... Это есть вещие... три вещих птицы в России. Это символ России по всем древнерусским сказаниям и сказкам. Значит, птица Сирин — та всё время радуется, смеётся. Птица Алконост — печалится в то же время. А птица Гамаюн подаёт надежду. Три птицы..." Думается, Высоцкий объединял в себе все три ипостаси, но не случайно художник-постановщик фильма "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" Игорь Лемешев выбрал именно последнюю птицу для своего дружеского шаржа. По словам автора, рисунок он выполнил в августе 1975 г. в Юрмале на съёмках картины.
Работа эта Владимиру Семёновичу нравилась, висела у него дома. В начале декабря того же года Высоцкого снимало австрийское телевидение в его квартире на Малой Грузинской улице. В гостиной можно заметить висящий над телевизором упомянутый шарж. Я очень надеялась, что это косвенно свидетельствует о том, что песня исполнялась уже летом в Юрмале, но всё было прозаичнее. Все три птички присутствуют в анимационных титрах картины.
А вот так представлял себе вещих птиц наш классик В. Васнецов (в сущности, он и вернул в культурное поле этих фольклорных персонажей):
А объединились вместе эти райские птицы в замечательной песне, которую Высоцкий написал специально для фильма. Режиссёр песен не заказывал, а он написал. Да не одну, а две замечательные, сильные, глубокие песни. Конечно, ни одна из них не вписалась в тот почти водевиль, в который превратили роман Пушкина сценаристы и режиссёр. Нет, фильм получился хороший, душевный, но не тот, для которого писались эти песни. Кстати, давно его не видела. А включив и увидев титры: "текст песни - Р. Сеф", очень изумилась. Потому как никаких песен в фильме не помню вообще. Однако одна песня там действительно есть. Буквально рассказывает историю арапа от рождения до начала действия фильма. Оригинальный ход с мультипликацией позволил рассказать всю историю за несколько минут, но настроил сразу на лубочный ход действия. А ведь предполагалось следующее:
"...которого играет Золотухин Валерка, и он разбойник. Ну вот. И что мы с ним едем и когда попадаем, значит... и пока вся эта… весь переезд, наконец, приехали в Россию. Там начинается — ничего нет, грязь, шлагбаум. Я говорю: "Это что такое?". Говорят: "Это — Санкт-Петербург". А там вообще ничего нет, только дом Ягужинского построен. Ну и что… там была песня, вот эта вот самая — «Купола»". (14-15 марта 1976, дома у В. Высоцкого, ночные посиделки с артистами театра "Ромен")
Относительно недавно к восемнадцати известным фонограммам песни "Купола" прибавились ещё две. На рабочей записи (репетиции?) песен для фильма по два дубля каждой песни ("Купола" и "Разбойничья"). Впервые я услышала спетым текст, который до того лишь читала в черновиках. Судя по тому, что автор только нащупывает мелодию, а в тексте присутствуют строки из черновиков и, наоборот, отсутствуют строки из "канонического" варианта, это одно из первых исполнений, возможно даже, самое раннее из известных.
Аудиоверсия: первая половина декабря 1975, Москва, на дому у В.С. Высоцкого. Репетиция песен для к/ф "Сказ про то, как царь Пётр арапа женил"
Текст, варианты, черновики --> ЗДЕСЬ (переработанные и дополненные новыми сведениями). Настоятельно рекомендую заглянуть в рабочую мастерскую поэта. Как много прекрасных строк и как много разных вариантов перепробовал Владимир Семёнович, пока выкристаллизовалось то, что он хотел донести до слушателя.
И порогами да перекатами
До истоков дойди, до начал.
И побалуй ладони ожогами,
Обдери себе душу порогами,
Залатай золотыми заплатами,
Чтобы чаще Господь замечал.
Надо обладать поистине гениальным чутьём, чтобы отбросить даже удачные варианты, и выбрать только то, что попадёт в яблочко. Как говорила моя учительница литературы: "Дайте что-нибудь послушать такое, чтобы душа развернулась". Вот эта песня как раз из такого.
Показывая эту песню артистам театра "Ромэн", Владимир Высоцкий сказал: "Эта песня, которую я вам щас хочу показать, она даже немножечко в стиле вашем, но написана она для фильма. И я надеюсь, что я её спою в этом фильме. Пока ещё не знаю. Называется песня "Купола". До сих пор считалось, что это самая ранняя запись, но мелодия там уже вполне привычная. И цыганская гитара Играфа Йошки прекрасно дополнила и украсила мелодию. Действительно, немножечко в цыганском стиле. Любил его Владимир Семёнович. Артист цыганского театра Играф Йошка аккомпанировал этой песне дважды: в театре и дома у Высоцкого. Вторая запись с технической точки зрения по понятным причинам получилась не очень качественной, но сама песня прозвучала прекрасно.
Но всё-таки лучшим аккомпанементом я по-прежнему считаю две гитары на записи в Опалихе на даче у Б. Серуша. Владимир Высоцкий, Дмитрий Межевич и Вячеслав Гауфберг сделали три варианта. Все разные. ССЫЛКА.
Забавный момент: в черновиках и почти на всех фонограммах первая птица у Высоцкого зовётся Силин. Наверное, он услышал их имена от художников фильма, но чуть-чуть неправильно. Говорят, когда ему указали на это, он исправился и в дальнейшем пел правильно. Воля ваша, но я все 20 фонограмм прослушала и "СиРин" отчетливо слышно только на самой последней - в театре БДТ (1980). Во всех остальных случаях или отчетливо СиЛин, или звук проглатывается, звучит неясно.. Так что, может, и исправился, но пел так, как привык.
Дополнительно о песне:
Спасибо, что прочитали. Надеюсь увидеть Вас снова. Другие публикации канала можно найти здесь: Каталог статей "Стихии Высоцкого".