– Как вам пришла идея проекта «#Культурный код. Россия» и почему вы решили сделать его именно сейчас?
– Сегодня пришло время ощутить силу духовных ценностей России. Именно сейчас поводом для запуска стала «отмена» русской культуры в западных странах. Мне показалось необходимым выпустить подобный формат, чтобы россияне вновь вернулись к культуре и духовным ценностям. Мы совсем мало говорили об этом в последнее время, а у таких тем, как говорят на телевидении, «падает рейтинг» катастрофически.
Важность нашего формата – в том, что люди начинают обсуждать, думать о прекрасном в сообществе. Поэтому показ каждого фильма из проекта «#Культурный код. Россия», который реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, вызывает интерес и порождает долгие дискуссии: зрители начинают читать стихи, рассуждать о милосердии и справедливости, присущих русскому человеку. Такие фильмы необходимо показывать в самых разных коллективах: на заводах, фабриках, в университетах, в медицинской среде, среди ученых, среди школьников. Наша команда это делает.
– Что значит русский культурный код лично для вас?
– Это фундамент, на котором была создана наша страна много веков назад. Это наша история, культура. Начиная с прекрасных храмов и иконописцев, народных сказителей до прекрасных композиторов и гениальных художников. Многовековой пласт, который сейчас пытаются «отменить». Важно, чтобы люди знали и понимали красоту, духовность, мощные человеческие качества, которые присущи россиянам. Потому я очень радуюсь, когда на наших дискуссиях зрители начинают читать стихи Пушкина или поэтов Серебряного века. Мы должны наконец поверить в свои силы и в самодостаточность россиян.
Когда все оказываются в единой системе понимания друг друга, это и есть русский культурный код.
– Расскажите о ваших творческих планах? Будут ли в будущем еще подобные проекты?
– Сейчас мы готовим мини-сериал, я называю его киномозаикой. Проект о выдающихся личностях нашей страны, который был поддержан Президентским фондом культурных инициатив: он рассказывает о выдающихся личностях нашей страны, незаслуженно забытых широкой публикой – Столыпине, Витте и других. Безусловно, их имена прекрасно известны специалистам, но сомневаюсь, что молодые люди знают о том, кто это такие. Будут крохотные художественные эпизоды – поэтому и киномозаика.
– Расскажите про своего сына Данилу: чем он занимается, помогает ли вам в работе?
– Данила – сын мой, моя жизнь. Я его очень люблю, и для меня он мой ребенок, несмотря на его возраст и положение. Сын иногда становится и моей фокус-группой, когда, отсматривая готовый материал, дает свою оценку. Для меня это важно и всегда полезно. Сын уже много лет производит фильмы. Компания Mediaslovo, между прочим, одна из крупнейших в стране, выпускает классные проекты. Но у нас с Данилой соглашение – о себе он рассказывает сам.
– Даете сыну советы, касающиеся семейной жизни?
– Советы – как старое ношеное платье – редко бывают впору. И давать их можно только для того, чтобы получить по носу. Я вообще считаю это дурным тоном – люди до всего должны доходить своим умом. Единственное, что можно сделать, – это прийти и помочь, если тебя попросили.
– Часто ли удается пообщаться с внуками, и как вы обычно проводите время, когда встречаетесь?
– В последнее время у нас редко получается видеться, только по выходным на даче. Но внуки уже взрослые – одному 17 лет, другому 14, – и им на даче уже не так интересно. Благо рядом есть река, и они приезжают с друзьями купаться, кататься на лодках.
У внуков своя жизнь, постоянно какие-то дела, старший внук окончил школу и готовится поступать в вуз. Но мы стараемся как можно чаще созваниваться, общаться хотя бы по телефону.
– Как вы предпочитаете отдыхать?
– Я бы сейчас с такой радостью поехала хотя бы на дачу, но не могу. Очень много работы, сейчас мы активно трудимся над той самой киномозаикой. Еще у меня хватает деловых поездок: например, недавно вернулась из Саратова, где представляла детский образовательный проект медиашколы «Экология. Культура. Общество», он проходит уже в четвертый раз благодаря поддержке Фонда президентских грантов.
Заодно показала один из фильмов цикла «#Культурный код Россия», и была приятно удивлена, когда на сеанс пришли зрители не только из Саратова, но и из других населенных пунктов. Оказывается, люди по четыре-пять часов добирались на автобусе, чтобы попасть на нашу встречу, увидеть и обсудить фильм. Невероятно трогательно. Так что какой отпуск с таким графиком?
– Что вы думаете про современных ведущих? Может быть, есть среди них любимчики?
– Если говорить про «Доброе утро», то, на мой взгляд, команда подобрана очень удачно. А вообще, я люблю ведущих информационных программ Первого канала. Например, Екатерину Березовскую – она была потрясающим корреспондентом, а теперь стала одной из лучших ведущих. Могу отметить прекрасного репортера Кристину Левиеву. Информационные программы – белая кость отечественного телевидения, поэтому там работают соответствующие сотрудники.
– Смотрите ли вообще телевизор?
– Конечно, уже меньше, чем раньше. Но мне нравится провести вечер за каким-нибудь сериалом после программы «Время» – например, сейчас идет «Два берега». Иногда включаю «ТНТ», «СТС» или «Пятницу».
В основном смотрю информационные, политические передачи и «Доброе утро» – куда же без него.
– Как относитесь к популярному сегодня формату YouTube-интервью?
– Это хороший формат, но, мне кажется, подобные шоу начали потихоньку затухать. Может быть, это связано с тем, что сейчас лето и сезон отпусков. Осень покажет, сохранится ли к ним интерес.
Мне нравится Надежда Стрелец – она прекрасно работает. Но складывается ощущение, что многим иным надо почувствовать «время отхода» от своих жанров. Как спортсменам. Кому из журналистов удается вовремя уйти с затухающих программ – остается в памяти. Это сложно. Жанром интервью, собственно, как и политическим форматом, можно заниматься всю жизнь, но при этом необходимо постоянно придумывать что-то новое, программа должна выглядеть актуально и обновленно. Но это огромный разговор. Как-нибудь потом обсудим.