Есть такие периоды в развитии ребенка, во время которых он наиболее восприимчив к определенной информации,из-за чего легче приобрести какой-то навык в определенном возрасте(будь то моторика, речь,чтение и многое другое)
Из-за этого,кстати, и появился миф о том,что после 3 уже поздно)
Эти периоды называют сензитивными(сенситивными), то есть чувствительными.
Это понятие ввел отечественный психолог Лев Семенович Выготский.
Чтобы понять, что это за периоды, нужно осознать две величины:
1. Зона актуального развития ребенка - если выражаться простым языком, то это те навыки и умения, которыми ребенок уже обладает и способен пользоваться ими самостоятельно без помощи взрослого.
2. Зона ближайшего развития - это те навыки и умения, которые будут следующим шагом,после недавно усвоенных. То,что ребенок уже готов освоить в силу того,что его знания позволяют ему это сделать,и его мозг в это время уже готов к этой информации,если в её усвоении поможет взрослый.
Можете выдохнуть,с теорией пока все. Объясню на примере:
Ребенок хорошо усвоил звукоподражание - повторяет звуки за родителями - это его зона актуального развития.
Следующим шагом будет - первое слово. Если мама с периодичностью будет говорить ребенку ма-ма, па-па, то он скажет свое первое слово - приобретение навыка говорить слово мама или папа, будет его зоной актуального развития - то, на что ребенок уже способен сейчас, но ему нужна помощь взрослого, чтобы это освоить.
Другой пример
Ребенок выучил звуки, и уже выучил как выглядят и читаются буквы. Прочитать буквы - зона актуального развития
Если мама объяснит, как соединять буквы в слоги, он уже готов научиться читать по слогам - зона ближайшего развития
Важно понимать, что развитие ребенка это своеобразный путь. Когда вы едете на поезде, вы двигаетесь от остановки к остановке, каждая станция в свое время,ни одну из них нельзя пропустить.
Так и с развитием - приобретение умений,знаний и навыков идет друг за другом, последовательно и непрерывно, нельзя перескочить через этап и пытаться научить ребенка тому, к чему он еще не готов. Это важно понимать,чтобы не ругать себя,как плохого преподавателя,а ребёнка,как плохого ученика, потому что одной из причин может стать неусвоенный чуть ранее более простой этап,предшествующий тому, чему вы сейчас так усиленно,но тщетно пытаетесь обучить.
Вернемся к сензитивным периодам - в психологии это как раз те периоды в развитии ребенка, в которые его мозговые структуры готовы к определенной информации и наиболее к ней восприимчивы, а знания и умения полученные до этого позволяют освоить определенные навыки - речь, письмо, чтение.
У каждого навыка есть свой такой период, и эту неделю моих постов я хочу посвятить именно этому - рассказать в каком возрасте ребенок находится в том или ином сензитивном периоде, как поэтапно развиваются разные навыки, и почему, с развитием в дошкольном возрасте важна своевременность (не слишком рано и не слишком поздно, чтобы ребенок усвоил информацию наиболее легко)
Если интересно, оставайтесь со мной, скоро все расскажу!🤍