Ещё когда писала о семье Парнох, оговаривала, что обязательно напишу о Владимире Германовиче Богоразе (псевдоним «Н.А. Тан» или «Тан» — от настоящего, полученного при рождении имени Натан) Это после случайной встречи с ним А.П. Чехов изречёт ставшую гордостью для всех таганрожцев фразу: «Как много великих людей, однако, вышло из Таганрога!».
В.Г. Богораз, действительно, выдающаяся личность : фольклорист этнограф, лингвист, писатель, общественный деятель… Много о нём можно ещё говорить. Но настолько он уникален, что привлекает внимание многих, и многие о нём уже написали :
https://vk.com/wall-26382039_91084?ysclid=lyw2vttrar925816410 ЕВРЕЙ СРЕДИ ЧУКЧЕЙ Владимир Германович.. | БЕСЕДЕР. Еврейская группа. | ВКонтакте
https://arctic-children.com/article/vladimir-tan-bogoraz/?ysclid=lyw49rus1z330317553 Владимир Тан-Богораз | ДетиАрктики.РФ
Интересный факт о семье Богораз приводит Владимир Назаренко в публикации «Выдающиеся уроженцы Таганрога»:
«Народовольцами были все братья Богораз : этнограф Владимир Германович Богораз (1865—1936), Лазарь Максимилианович Богораз (1868—?), участник народовольческого кружка в Казани, врач (эмигрировал во Францию), Николай Алексеевич Богораз (1874—1952) - безногий хирург, Александр Максимилианович Богораз (1877—?), народоволец, врач. А также сестра Прасковья Фёдоровна (Перл Максимовна) Богораз (в замужестве Шебалина, 1860—1884), вместе с мужем проходила по «Процессу 14» в Киеве».
Два факта невольно привлекают внимание : политические взгляды в семье и выбор профессии братьями. Родились они в семье учителя Менделя (Максимилиана) Богораза, который был из раввинской семьи, и Анны Абрамовны, из купеческого сословия городка Бар в Подолье. Все были крещены и, как и Владимир Германович, меняли свои еврейские имена. Это помогало им в получении высшего образования (для евреев в те времена существовали ограничения).
"Безногий хирург"... - так автор публикации назвал Николая Алексеевича. Звучит странно. Решила писать о нём.
В 1960 году в СССР на экранах страны с большим успехом шел художественный фильм «И снова утро» режиссёра Геннадия Казанского.
В центре сюжета была история хирурга (эту роль исполнял Владимир Яковлевич Самойлов), который, спасая из-под колёс поезда девочку, лишился ног. но вернулся к работе и проводил уникальные операции, продолжая на протезах спасать жизни людей.
Прототипом этого героя был Николай Алексеевич Богораз.
Николай Алексеевич родился в Таганроге 13 февраля (по старому стилю 1 февраля) 1874 года. Два года учился в Таганрогской классической мужской гимназии, затем — пять лет во Второй Тифлисской гимназии, которую окончил в 1892 году с золотой медалью. В студенческие годы участвовал в работе социал-демократического кружка, написал статью «О значении рабочего движения в России» для первого номера газеты «Рабочая мысль». В 1897 году окончил с золотой медалью Петербургскую военно-медицинскую академию, получил степень «лекаря с отличием» и был мобилизован в армию, где служил младшим врачом 112-го пехотного Уральского полка. За участие в революционной работе среди солдат в 1898 году был арестован и сослан под надзор полиции сначала в Елизаветполь (Гянджу), затем в Баку.
М.А.Гонтмахер в энциклопедии «Евреи на донской земле» пишет, что участие в марксистских кружках никоим образом не сказывалось на врачебной практике. Именитые врачи отмечали профессионализм молодого хирурга, бравшегося за самые сложные операции, а пациенты были благодарны за внимание и чуткость к их страданиям.
С1906 года Николай Алексеевич Богораз жил в Ташкенте, но вскоре переехал в Томск, где был принят на должность ассистента в хирургическую клинику профессора П.И. Тихова.
В 1909 году защитил диссертацию на степень доктора медицины по теме «О частичных ампутациях стопы». Спустя десятилетие профессору самому пришлось пережить подобную, но гораздо более травматичную ампутацию…
В 1910-1911 годах стажировался в лучших клиниках Германии, Австрии, Италии, Франции. В 1912 году был избран заведующим клиникой госпитальной хирургии Варшавского университета. В годы Первой Мировой войны переехал в Москву, а затем в Ростов-на-Дону, где с 1916 по 1941 год заведовал клиникой госпитальной хирургии медицинского факультета эвакуированного из Варшавы университета, ставшего Донским университетом, и прародителем Ростовского медицинского института (впоследствии медицинского университета).
Большая часть врачебно-научной деятельности Николая Алексеевича прошла в Ростове-на-Дону, в стенах Ростовского государственного медицинского университета.
В годы Гражданской войны он пишет известную работу «О восстановлении разрушенного носа». С этого момента начинается его серьезное увлечение восстановительной хирургией.
В 46 лет профессор Богораз остался без ног.
8 сентября 1920 года он спешил на консультацию в госпиталь. На Большой Садовой у клинического сквера он вскочил в переполненный вагон трамвая и сорвался. Попал обеими ногами под колеса трамвая прицепного вагона. Вот как об этом печальном событии написано в книге известных ростовских хирургов П.П. Коваленко и И.И.Ваниева «Н.А.Богораз». Эта небольшая книжка была издана в 1978 году в серии «Выдающиеся деятели отечественной медицины и здравоохранения». В ней помещены воспоминания очевидца, профессора Н.В. Парийского :
«Как очевидец событий могу сказать, что Николай Алексеевич упал головой по направлению к рельсам, но затем инстинктивно отбросил голову вместе с верхней частью туловища назад, причем ноги попали на рельсы. Все время он находился в полном сознании и обнаружил удивительное самообладание и мужество. Когда я схватил его левую ногу и сжал ее, чтобы остановить кровотечение, он сказал мне: «Возьмите повыше», - так как я через платье взял слишком низкое место».
П.П.Коваленко и И.И.Ваниев пишут : «Слово калека трудно сочетается с понятием хирург, так же как трудно представить плохо видящего летчика или потерявшего голос артиста. Работа хирурга – это многочасовое стояние за операционным столом. Здоровые ноги устают с годами, их болезни считаются профессиональными заболеваниями хирургов. Вернуться в профессию хирурга, лишившись ног, - поистине большой человеческий подвиг. Через две недели Николай Алексеевич делает обход, вернее, объезд на каталке, всех больных клиники. И уже через 6 месяцев после такой тяжелой травмы он, стоя за операционным столом, сделал первую операцию».
Более того, Николай Алексеевич Богораз как ученый и хирург проанализировав всё, что с ним случилось, выступил на научно-медицинском обществе при Донском университете 13 марта 1921 года с докладом «Мысль об ампутации бедра». В этом докладе он представил собственные переживания и ощущения после перенесенных тяжелых операций. По Ростову ходили легенды, что Богораз сам руководил ампутацией своих ног. Но в книге П.П.Коваленко и И.И.Ваниева приводится текст доклада Николая Алексеевича «Мысли об ампутации бедра». Благодаря этому докладу мы можем восстановить мельчайшие подробности той катастрофы :
«Все время меня преследовала неотвязная мысль о том, что мне самому необходимо осмотреть поврежденные части, но, по-видимому, наступило некоторое расслабление силы воли и этого, в высшей степени важного для меня, акта я не выполнил. Принесши в операционную, меня переложили на операционный стол и наложили на лицо хлороформную маску. Я помню только первый вздох и затем на мгновение крайне приятное чувство полного успокоения, физического и душевного. В мозгу перед потерей сознания мелькнула мысль, что я засыпаю удивительно скоро».
То есть, руководить операцией профессор не мог. Он перенес ее под наркозом. Богораза оперировал профессор Н.И.Напалков. Ему ассистировали профессор Н.В. Парийский, который сопровождал Николай Алексеевича от момента катастрофы до операционной и доктор Д.П.Мухин, который в тот день дежурил по клинике.
Как я уже писала через полгода этот легендарный хирург уже оперировал. Вот как описывается распорядок дня Богораза в книге П.П.Коваленко и И.И.Ваниева: «Профессор приезжал в клинику к 12 часам дня. Затем «близкие ученики» выходили к нему навстречу и помогали подняться по ступенькам. Домой он возвращался вечером и в 20 часов ложился спать, просыпался за полчаса до полуночи. Приняв рапорт дежурного врача по телефону, садился заниматься до 4-5 утра и вновь спал до 9-10 часов. И так изо дня в день в течение всей жизни. Приблизительно такой стиль работы был почти у всех «богоразовцев».
Известный ростовский хирург Г.С. Будагов так описывает ход операции : «Николай Алексеевич мыл руки сидя, и после того как был одет в стерильный халат, к нему подходили два одетых в стерильное ассистента, и он, опираясь на их предплечья, шел, раскачиваясь, выбрасывая вперед ноги. Стена из трех человек медленно продвигалась к операционному столу. Этот вынужденный ритуал производил впечатление. В аудитории воцарялась абсолютная тишина. Слышен был лишь скрип протезов. Николай Алексеевич чаще оперировал стоя, расставив ноги и опираясь животом на высоко поднятый операционный стол».
Доктор Будагов отмечает также, что Богораза искренне любили больные, санитарки, медсестры, хирурги и ученики. У профессора было хорошо развито чувство юмора. Он любил шутить на работе, а дома сочинял юмористические стихи, пародировал друзей и знакомых. На застольях был неизменным тамадой, хотя сам спиртного не пил. Говорят, страдал болезнью печени, поэтому пил минеральную воду. В свободное время Николай Алексеевич посещал театр и любил слушать старинные романсы. Хорошо знал иностранные языки: свободно владел английским, французским и немецким.
В 1936 году он разработал и провёл операцию, имевшую мировой резонанс, и за которую его стали называть «пионером фаллопластики и имплантационной хирургии полового члена». Пациенту в порыве ревности жена отрезала пенис. Уникальное хирургическое вмешательство Богораза не только спасло жизнь и здоровье молодого мужчины, но и семью. Пациент мог иметь детей и вести полноценную половую жизнь. Весь процесс хирургического вмешательства и лечения был опубликован во всех научных изданиях мира. Через полгода после операции опубликовали и отчёт: «За прошедшие месяцы у пациента были половые акты, где он мог эякулировать несколько раз за ночь. Он в настоящее время женат, и его жена находится на 5-м месяце беременности. Его ощущения во время полового акта не отличаются от тех, что были до потери пениса. Его жена сообщала, что она полностью удовлетворена этим сексом».
Осталась ли у спасенного та же жена или это была другая – неизвестно 😊.
Через два года Богораз сообщил уже о 16 подобных хирургических вмешательствах. Это был настоящий прорыв в урологии, опыт проведения этих операций был перенят хирургами всего мира.
Здесь подробнее об этой операции :
https://rostov-80-90.livejournal.com/360592.html Легенда 1930-х - Николай Богораз, безногий хирург, создатель первого в мире искусственного пениса
Николай Богораз стал основоположником целого направления в реконструктивной (восстановительной) хирургии — генитальной пластики. Еще намного раньше, в 1910 году, Богораз провел операцию трехлетнему ребенку, у которого в результате ожоговой травмы половой член оказался прикреплен к коже живота, на поверхность которого и происходило мочеиспускание. После хирургического вмешательства малыш был избавлен от дефекта.
Но фаллопластика не была единственной областью интересов профессора Богораза. В 1930-м он разработал методы «реплантации» верхней и нижней конечностей на сосудисто-нервном пучке, эти разработки позволили в ряде случаев избежать полной ампутации конечностей.
Занимался он и восстановительными операциями при заболеваниях органов грудной полости, развивал методы хирургии черепа, лица, уха...
Возможно, что образ профессора Преображенского не был целиком и полностью придуман М.А. Булгаковым…
Богораз (опять-таки первым в мире) успешно пересадил гипофиз, взятый из тела умершего пациента недоразвитому 19-летнему юноше-карлику. Успешная операция способствовала росту юноши на 15 сантиметров.
В годы Великой Отечественной войны профессор Богораз вместе с сотрудниками кафедры эвакуировался из Ростова. В 1943 году он стал заведовать кафедрой факультетской хирургии II Московского медицинского института. Был также ведущим хирургом Главного Военного госпиталя им. Н.Н.Бурденко. В госпитали ежедневно привозили тысячи изувеченных бойцов, и опыт Николая Алексеевича был чрезвычайно востребован : «Во время Великой Отечественной войны огнестрельные ранения висячей и мошоночной части мочеиспускательного канала совместно с огнестрельными ранениями полового члена, мошонки и органов мошонки составляли 14,6%». (Опыт советской медицины в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. – М.: Медгиз, 1955. – Т. 13, «Огнестрельные ранения и повреждения мочеполовых органов, костей таза и внебрюшинного отдела прямой кишки» – с. 37). Искалеченные бойцы после восстановительных операций Н. А. Богораза женились, и их любимые женщины рожали им детей.
Спокойный и уверенный, доктор Богораз был вдохновляющим примером для раненных солдат и офицеров. Однажды он спас солдата с ампутированными ногами, пытавшегося выброситься из окна госпиталя. Николай Алексеевич молча показал ему свои протезы. Солдат закрыл окно и… прожил долгую жизнь.
«Пусть потеряны ноги, — говорил этот мужественный врач, — но остались глаза, чтобы наблюдать окружающий мир, явления. Остался мозг, чтобы систематизировать эти явления. Остались руки, чтобы творить эксперимент и внести еще хотя бы крупицу знания на благо человечества».
Николай Алексеевич Богораз за большой вклад в развитие хирургии и медицины был награжден орденами Ленина и Трудового Красного знамени. Являлся лауреатом Сталинской премии первой степени, заслуженным деятелем науки РСФСР, заслуженным деятелем науки Узбекской ССР.
От клинической работы Николай Богораз отказался в 1947-м – сразу после смерти жены. Через две недели после этого у него случился инфаркт миокарда. В 1950-м за разработку методов сшивания сосудов, пересадки и восстановления органов ему была присуждена Государственная премия СССР. Повторный инфаркт в июле 1952-го оборвал жизнь всемирно известного хирурга – ему было 79 лет. Умер Николай Алексеевич 15 июля 1952 года в Москве. Был похоронен рядом с женой на кладбище «Введенские горы».
Профессор Николай Алексеевич Богораз из тех, о ком еще при жизни слагают легенды, так как своей жизнью, любовью к профессии эти люди доказывают, что для увлеченного и целеустремленного человека нет ничего невозможного.
P.S. От всей души благодарю работников ЦГБ города Таганрога им. А.П. Чехова за помощь при написании статьи.