До 19 века многие из европейцев, те, кто страдал от какого-либо недуга, от мигрени до эпилепсии, от кишечных колик до зубной боли, от язв до укусов животных, верили, что могут рассчитывать на излечение благодаря одному из самых сильных лекарственных средств, – мумию. Измельчённые в порошок мумифицированные тела использовались непосредственно или в качестве основы для мазей, масел, настоек.
Лекарство из гробниц
И парфюмеры, и аптекари с древних времён использовали жиры, плоть и выделения животных (амбра, мускус, цибет, кастореум). Но как говорил аббат Руссо, один из врачей Людовика XIV: «Нет животного, которое приблизилось бы по целебным свойствам к человеческому телу». И подкрепляет это утверждение богословское соображение: «Поскольку человек создан для вечной жизни, великие врачи убеждены, что в нем есть некий аромат бессмертия, что заставляет их верить, нет такой части человеческого тела, из которой они не могли бы получить необычайные средства для продления жизни». С антропологической точки зрения это напоминает ритуальный каннибализм, согласно которому мёртвое тело «переносит» свои духовные качества.
С другой стороны, существовала вера в терапевтический принцип, называемый «similia similibus», означающий, что зло нужно побеждать чем-то похожим на него. В этом смысле ни одно терапевтическое средство не может быть более эффективным для человеческого организма, чем само человеческое тело.
Происхождение препарата спорно и не совсем понятно. Существует некоторая путаница относительно значения термина «мумия». Арабское слово «mūmiya», заимствованное из персидского языка (от mūm – воск), обозначало битум, который, как считалось, обладал целебными свойствами, и смесь веществ, использовавшихся для бальзамирования. Процессы бальзамирования в древнем Египте требовали разных продуктов (растительных смол, масел, животных жиров, пчелиного воска).
После арабского вторжения в 7 веке, расхитители гробниц обнаружили в саркофагах, что мумии покрыты темной плёнкой (что вызвано окислением) и ошибочно решили, что их обработали битумом. В средние века арабские и еврейские врачи использовали определённые природные углеводороды, в частности «иудейскую смолу» (асфальт), смесь известняка, кремнезема и битума для лечения язв желудка, заболеваний лёгких, ушибов, травм и переломов. Авиценна упоминает использование битума при лечении паралича, кожных высыпаний, абсцессов,заболеваний печени и селезенки.
Сегодня известно, что битум использовался для бальзамирования только в поздний греко-римский период. Несмотря на это, с определённого момента стали считать, что мумия обладает такими же целебными свойствами, что и битум, и было решено, что забальзамированные тела (истолченные в порошок) могут заменить редкое минеральное вещество, найденное в Персии и вблизи Мертвого моря.
Бурная торговля
Это «лекарство» было завезено в Европу с крестоносцами, возвращавшимися со Святой земли. В одном трактате, изданном в 1625 году, говорилось, что медицинское использование египетских мумий начал один еврейский врач из Александрии, который около 1100 г. (или 1300 г. по другим данным) прописывал их и христианам и мусульманам, воевавшим в Палестине. Практика настолько распространилась, что со временем некоторые еврейские купцы, жившие в Египте, покрывали дешёвым асфальтом и сушили на солнце всевозможные тела (в том числе людей казненных и умерших от проказы или чумы), а затем продавали их христианам.
Для Салернской врачебной школы, возникшей в 9 веке, латинский термин «mumia» обозначал то, что выделяли забальзамированные тела. Расхитители гробниц собирали «некую жидкую пахучую жидкость с консистенцией меда» и продавали её врачам, которые знали, как этим воспользоваться и получить прибыль.
В 1424 году власти Каира, обеспокоенные таким развитием событий, заключили в тюрьму группу людей, которые украли большое количество забальзамированных тел, прокипятили их в воде, перегнали из них «масло» и продали европейцам по высокой цене.
Помимо останков древнеегипетских гробниц, обезвоженные тела путешественников, погибших в пустыне, также подвергались соответствующей обработке для отправки в европейские аптеки. В 1565 году немецкий путешественник сообщил, что в пустыне вокруг Каира местное население лихорадочно искало «угольно-черные» мумии, а затем продавало их торговцам в городе. В 1586 году, хотя вывоз мумий был запрещен египетскими властями, несколько сот килограммов тайно уплыли в аптеки Великобритании, а два года спустя, как сообщали путешественники, при наличии необходимых связей в Каире можно купить «целое тело».
Торговля процветала в 14 веке, о чём свидетельствуют архивы торгового дома Барди во Флоренции. В 16 веке мумии стали предметом такого энтузиазма, что Екатерина Медичи посылала своего капеллана в Египет, в 1549 году, чтобы привести драгоценное снадобье. Но в связи с редкостью, дороговизной, сложностью производства «элитных мумий», начиненных ароматическими веществами в соответствии с правилами древнеегипетского искусства бальзамирования, практически не осталось, и в ступки аптекарей попадали мумии неизвестного происхождения.
Подделки наводнили рынок
В 1564 году Ги де ла Фонтен, врач короля Наварры, встретился с одним успешным еврейским торговцем мумиями в Александрии, который был поражен тем, что европейцы верили, что тысячи мумий, поступающих в их аптеки, действительно из древних гробниц Египта. Он показал ему груду тел, хранившихся на складе, и рассказал, как их готовил с помощью «иудейской смолы». Что же касалось происхождения, он не знал о них ничего, ни возраста, от чего умерли люди, и удивлялся, насколько сильно христиане их любили.
В действительности, сам Амбруаз Паре, знаменитый хирург французских королей (Генриха II, Франциска II, Карла IX и Генриха III), незадолго до того, как привести свидетельство Ги де ла Фонтена, заявил, что были и те, кто утверждал, что поддельные мумии готовили и во Франции, используя тела повешенных. Продавали их по высокой цене как «элитные египетские мумии» аптекарям, утверждая, что их привезли из Египта португальские торговцы.
Вместо приятно пахнущего продукта, настоящего концентрата ароматических веществ, употреблявшихся древними египтянами, по мнению итальянского ученого Джероламо Кардано, можно было найти «зловонную мумию». Некоторые из этих «заменителей» прибывали с Востока, где их изготавливали из тел, высушенных песками пустыни или грубо забальзамированных в специализированных аптеках.
Подделки продолжали проникать на рынок и в 17 веке. По возвращении во Францию Ла Мартиньер, ученик цирюльника, захваченный каперами и проданный в рабство, раскрыл своим соотечественникам тайны торговли мумиями в Алжире. Уже в 1626 году королевский врач Жан де Рену, известный как Ренодеус, заметил, что использование поддельной мумии стало настолько распространенным, что некоторые люди считали ее единственно подлинной. Однажды, участвуя в разговоре между учеными людьми, которые обсуждали восхитительные достоинства настоящей «благоуханной и ароматной» египетской мумии, он услышал, как один очень ученый человек, который, тем не менее, был весьма невежественен в вопросах медицины, утверждал, что единственная подлинная мумия – это не что иное, как высушенная плоть.
Примечательно, что все критические замечания не касались самого принципа терапевтической эффективности «настоящей мумии». Основная критика относилась к отсутствию аромата. Фармацевт Пьер Поме во «Всеобщей истории лекарств» рекомендует выбирать красивую, черную, блестящую мумию, без костей и пыли и, прежде всего, с приятным ароматом. Обонятельный критерий должен был определять покупку.
Однако мудрая предосторожность могла оказаться недостаточной для того, чтобы разобраться в сомнительных препаратах, наводнивших рынок. Поэтому возникла идея поручить создание «мумий» компетентным практикам, использующим качественную продукцию, с гарантиями безопасности пациентов.
Новоделы
Швейцарский врач и алхимик Парацельс сделал смелое предложение в 16 веке. Критикуя своих коллег как «невежественных идиотов», этот новатор указывал им, то, что они ищут далеко в пустынях или среди «варваров», можно найти рядом и по более низкой цене. Будучи страстным приверженцем дистилляции, любимой алхимиками, он предложил три тщательно продуманные формулы приготовления мумий – «недавнюю» (из недавно умершего), «сухую» и «жидкую».
Хотя предложения Парацельса не имели конкретных последователей при его жизни, они вызвали соперничество в 17 веке. Так врач Генриха IV Жозеф Дюшен, немецкий фармаколог Иоганн Шрёдер сосредоточились на приготовлении инновационных мумий. Формулы усложнялись и служили основой для других составов, множились настойки, экстракты, эликсиры, масла.
Но самой известной формулой того периода оставался рецепт Освальда Кролла, парацельсианца, врача и придворного алхимика императора Рудольфа II, автора успешной работы «Химическая Базилика», опубликованной в 1609 году и постоянно переиздаваемой в 17 веке. В нём используются методы, вдохновлённые сушкой, мацерацией и древнеегипетским бальзамированием.
Снижение спроса
Ряд выдающихся врачей и натуралистов, как француз Пьер Белон и итальянец Пьер Андреа Маттиоли, ещё в 16 веке выражали сомнения по поводу использования мумий. Они указывали, что арабские и греческие авторы использовали термин для обозначения не «сушеных тел» древних захоронений, а, скорее, «приправам», и в частности «писасфальту», который, как полагают, использовался для бальзамирования.
Несмотря на сомнения и некоторые попытки доказать неэффективность (или опасность) препаратов из мумий, их использование продолжалось на протяжении всего 17 века. Только в эпоху Просвещения скептицизм усилился, мумии стали выходит из моды, даже если они иногда появлялись в медицинских рецептах и специальных текстах. Тем не менее, в немецком руководстве по фармацевтической практике, напечатанном в 1905 году, утверждалось, что «настоящую египетскую мумию» все ещё можно найти в аптеках в виде кусочков или порошка. Текст предупреждал пользователей, что если они решат употребить препарат из мумии, необходимо проверить количество содержащегося в ней сульфида мышьяка.