Возможно кто-то уже по названию статьи догадался, что речь пойдет о великом произведении Роберта Музиля “Человек без свойств”.
“Ого! Да уж.”
В принципе эти три слова наиболее точно описывают мои впечатления от романа. Однако все же попробую описать подробнее.
Во первых, я не планировал читать “Человека без свойств” в этом году, да и в следующем тоже. Главным произведением в 2024 для меня должен был стать Джойсовский “Улисс”, который я специально откладываю, набираясь базиса. Улисс требует подготовки и спешить я с ним не собираюсь. “Человек без свойств” Музиля, спонтанно оказавшийся в моих руках - подготовка великолепная.
Ужасно тяжелое чтение.
Давайте будет объективны. Не каждый читатель в принципе способен осилить 1700 страниц текста, а зная о том, что роман не завершен, так тем более. Мне немного “повезло”, в серии “Большие книги” от “Иностранки” всего то 1100 страниц. За это конечно ребятам респект, оформлять книги они умеют. Крутая обложка, надежный переплет, достаточно крупный шрифт и белоснежные страницы, не пожелтевшие от изрядного количества табачного дыма. Если вдруг кто-то, как и я захочет осилить роман, то это несомненно стоит делать только с таким томиком.
Но сразу предупреждаю, читать это не просто тяжело, порой - совершенно невыносимо.
“Увы, нет ничего более трудного для воспроизведения в художественной литературе, чем думающий человек.”
Структура романа и советы для тех, кто захочет его читать.
Музиль успел издать только две части своего произведения. С первой, самой короткой проблем возникнуть не должно.
- “Своего рода введение”
Нас знакомят с главным героем Ульрихом - тем самым “человеком без свойств”. В общем то, все остальные персонажи романа, число которых стремительно увеличивается по ходу развития сюжета, так же являются людьми без свойств.
“Введение” читается достаточно просто. Текст пока еще не перегружен муторными диалогами, размышлениями и дотошными описаниями различных мелочей. Тут пока практически нет философии, политики, морали и всего того, с чем автор столкнет читателя в следующей части. Решение Музиля оказалось очень удачным и завязка на самом деле интригует и погружает в тонкий мир человеческой души.
- “Происходит все тоже.”
Самая объемная часть работы. И тут я сразу предостерегаю от ошибки, которую совершил.
“Человек без свойств” - роман который нельзя читать непрерывно. Если вы не филолог или не сумасшедший энтузиаст, конечно. То, что изучать текст нужно дозировано, с интервалами, я понял только к середине книги. Если бы я начал делать перерывы раньше, определенно процесс чтения если не доставил бы удовольствие, то как минимум сильно облегчился бы.
- Часть третья.
Опубликованная вдовой писателя третья часть (“Иностранка”, кстати, выносит отдельную четвертую часть как опубликованную посмертно) читается чуть легче. Хотя, возможно тут свою роль сыграл вышеупомянутый метод постепенного, дозированного чтения.
И так, потратив около сотни часов, литры чая и кофе, а также бессчетное количество табака, роман успешно мною осилен. Я не хочу хвастаться, но на сколько мне известно, людей, которые справились с этим, в нашей стране не так уж и много. Тех, кому “Человек без свойств” понравился, скорее всего и вовсе если не единицы, то сотня уж точно вряд ли наберется. И знаете, что я понял? Думаю процентов 20% в лучшем случае. И скорее всего, если когда-то вдруг (надеюсь, что это случится) я перечитаю роман, я пойму, что первый раз понял и того меньше. Однако, я считаю, что это отличный результат. Произведение на самом деле очень тяжелое, очень объемное, очень глубокое. Количество поднятых и проанализированных автором тем… пожалуй, темы которую Музиль не поднял просто нет.
Сумасшедшие пассажи.
Темы, которые автор обсуждает с читателем оформлены в книге длинными, порой эмоциональными, порой сухими и математическими пассажами. Иногда это тяжелые диалоги, иногда - трудные внутренние монологи героя. Если сложность текста во многом отталкивает, то эти пассажи, когда автор развивает какую-то тему, спорит сам с собой и разумеется спорит тем самым с читателем - это все поражает воображение, а масштаб внутреннего мира невероятно завораживает.
Музиль может распинаться на тему противопоставлений местоимений “и” или “или”; часами его герои могут обсуждать искусство, а затем переходить на споры о политических течениях. Иногда мне казалось, что некоторые отрывки похожи на поток сознания, что конечно же не так. Возможно Музиль прятал смыслы в порой бессмысленных идеях, которыми бросаются его герои. Но и это теперь кажется мне сомнительным.
Многое в Музилевских пассажах построено на аналогиях и это меня очень порадовало потому, что я сам люблю аналогии и постоянно использую их в жизни для объяснения своих мыслей.
Дочитав книгу, я теперь склоняюсь к тому, что все эти невероятные пассажи обо всем на свете необходимы были только для того, чтобы подчеркнуть главную идею произведения.
“Эпоха, когда все дозволено, каждый раз делала насчастными тех, кто в эту эпоху жил.”
О чем собственно роман и есть ли тут сюжет?
Перед нами Ульрих - молодой человек математического склада ума. Он, как и большинство героев романа - модернист, в чем-то он нигилист, в чем-то реалист. Без шуток, он человек очень умный, всесторонне развитый, только у него нет никаких убеждений. Он можно сказать, популист. Ульрих способен поддержать любой разговор в светской беседе, наедине с женщиной или в политических кругах, но у него нет своей позиции и нет цели. он не способен действовать. Он ищет чего-то, но не понимает что.
Действие происходит в Какании (Кайзеровская, королевская, под управление клерков - все очень тонко) - вымышленном государстве, но очевидно, речь идет об Австро-Венгрии начала XX века. В качестве ответа на празднование в соседней Германии 30-летия юбилея Вильгельма II, герои романа готовятся к празднованию 70-летия юбилея Франца Иосифа. И это конечно же ирония, ведь мы, как и первые читатели романа почти сто лет назад, заранее знали, что правитель до 1918 года не доживет.
Вообще весь роман - это достаточно грубая ирония, местами я бы даже сказал “черный юмор”.
Тем не менее, к празднику люди готовятся, и подготовку эту называют “Параллельной акций”. Данное словосочетание встречается в произведении чуть ли не чаще, чем имя главного героя. Но что это такое до конца так и не понятно. Не понимают это и участники параллельной акции. Собрание комитета - бесконечные предложения и споры о том, что же такого патриотического можно сделать. Общество ищет национальную идею. И в общем-то на этом и все. Наиболее точно сюжет описан в заглавии второй части романа: “Происходит все то же”. Разумеется это и отсылка к Ницше, который и в прямом тексте еще много раз будет упомянут в книге.
Ключевое тут то, что как таковых идей (убеждений) у участников параллельной акции нет, а речь тут идет о полном срезе общества, в мероприятии участвуют люди всех профессий и слоев.
Далее у Ульриха умирает отец и на похоронах герой знакомится со своей сестрой Агатой. Пожалуй, она в романе единственный человек, у которого все еще остались “свойства”.
“ - Я всегда поступала бессмысленно, от этого бываешь только несчастна.”
В чем смысл и кто же такой “человек без свойств”?
Безусловно, Музиль писал не только о закате Австро-Венгрии. Схожие события происходили и в Российской империи, да и на самом деле речь тут в целом о начале падения старой европейской цивилизации. Падение это мы продолжаем наблюдать до сих пор.
Во многом пророческое, грубое ироническое произведение Роберта Музиля и описанные им события положили начало эпохи “человека без свойств”, апогей всего этого происходит прямо сейчас на наших глазах.
Но само-собой, какой-никакой сюжет - это всего лишь задний фон. Центральная часть картины и главный предмет исследования автора - человеческая душа.
Человек без свойств - это победа разумного над чувственным.
Ульрих имея научные знания, наделенный богатым наследством, не нуждающийся в работе, лишен самого главного - у него нет чувств.
Сексуальный маньяк - один из центральных образов романа.
На протяжении всего романа нам постоянно рассказывают о деле Моосбругера. Это душевнобольной серийный убийца над которым идет судебный процесс. На процессе присутствуют персонажи произведения, многие, в том числе и Ульрих часто задумываются о его судьбе, о мотивах его действий. Центральной темой тут являются актуальные для эпохи исследования сознательного и бессознательного.
Считать ли Моосбругера душевнобольным? Вменяемый он или нет? На фоне этих споров ссорятся многие герои романа.
Отношение людей к Моосбругеру отлично демонстрирует нравы общества накануне Первой Мировой войны.
В образе сексуального маньяка можно также заметить аллюзию на Христа. Они оба, кстати, были плотниками по профессии. Да и похоже, что “свойства” и чувства у Моосбругера тоже все таки есть. И конечно, все это опять приводит нас к Ницше (Бог умер).
Для любителей Достоевского тут будет много о чем подумать.
“У Моосбругера отнюдь не было чувства, что его казнят; он казнил себя сам, с помощью других людей, - так видел он предстоящее.”
Тысячелетнее царство. Сексуальная утопия Музиля.
Секса в романе очень много. Нет, речь не про описание половых актов, все намного глубже. Скорее это чем-то схоже с Фрейдовскими исследованиями.
Практически вся третья часть произведения завязана на теме инцеста.
После похорон отца, Ульрих сближается с Агатой. Страницы книгу чуть ли не пропитаны сексуальным напряжением между братом и сестрой. Но Ульрих все таки человек без свойств, к счастью непосредственно на инцест он не решается, иначе Музиль наверное стал бы первым постмодернистом. Не думаю, что автор боялся написать первую “Лолиту”, просто его Ульрих вот такой - он способен только мечтать о любви, но он боится ее.
Главной идеей третьей части книги является Платоновский миф о разделении человека на мужчину и женщину. Половинки эти стремятся встретится и соединится в одно целое, как говорится “встретить своего человека”. У Музиля это по большей части выражено через тему разнополых близнецов, что и приводит к инцесту.
Подобно Адаму и Еве, Агата и Ульрих, запираются в своем “райском саду”, отстраняются от общества. Ульрих видит в Агате часть себя. Однако до грехопадения библейских персонажей герои не доходят. Их любовь - томление, ожидание - что-то другое, нежели физическое влечение.
Подвожу черту.
“Человек без свойств” - глубокий и сложный интеллектуальный роман. Иронично клишированные персонажи. Разоблачение пороков и нравов. Роман о поколении, брошеном в топку Мировой войны, во многом пророческий. Роман, незавершенность которого, как бы странно это не звучало, вполне логична. В этом есть символизм. Мы с вами живем в эпоху человека без свойств. Это эпоха политиков - популистов, эпоха чиновников - коррупционеров, эпоха людей, которые носят маски. И под этими масками нет ничего, кроме пустоты.