Найти в Дзене

Взлёт и падение Анны Болейн

Оглавление
Первый разговор Генриха VIII с Анной Болейн, Дэниел Маклайз
Первый разговор Генриха VIII с Анной Болейн, Дэниел Маклайз

Анна Болейн оставила неизгладимый след в истории Англии. Ничто не предвещало ей стать королевой, но в рекордно короткие сроки она достигла социальной вершины. Её брак с Генрихом VIII нарушил политический и религиозный порядок в стране. Но всего через три года правления она рухнула в пропасть.

Амбиции Томаса Болейна в отношении дочери

Хотя Анна была далеко не принцессой, предки у нее были более чем знатные, особенно по материнской линии (многие представители старинного аристократического рода входили в состав высшей английской знати). Выгодный брак сэра Томаса Болейна на леди Элизабет Говард, отца и матери Анны, открыл доступ ко двору. Его политические навыки сделали всё остальное.

Томас Болейн был фаворитом короля Генриха VII, он сопровождал свадебный эскорт его дочери Маргариты Тюдор в Шотландию. Генрих VIII посвятил его в рыцари во время коронации, и он сделал блестящую дипломатическую карьеру в качестве посла в Нидерландах. Спустя годы, вернувшись в Англию, он воспользовался хорошими отношениями с Маргаритой Австрийской, и попросил её пристроить в качестве фрейлины одну из его дочерей. Это открывало девушке хорошие перспективы на будущее. Овдовевшая регентша Нидерландов была невесткой Екатерины Арагонской, вышедшей замуж за Генриха VIII.

Автор портрета Анны Болейн неизвестный художник
Автор портрета Анны Болейн неизвестный художник

Любопытно, что Томас выбрал не Марию, старшую дочь, а Анну. Возможно, не по годам развитый ум и независимый дух младшей дочери сделали её более подходящей в глазах отца для такой службы. Точно неизвестно, сколько ей было лет, когда она отплыла на континент. Исследователи расходятся во мнении относительно года её рождения, наиболее вероятные даты – 1501 или 1507.

Голландское и французское образование

За полтора года, проведенных при фламандском дворе, в 1513-1514 годах, Анна посещала занятия по арифметике, грамматике и истории, совершенствовала французский, училась музыке, танцам, вышиванию и этикету, занималась верховой ездой, охотилась с соколом и с луком. Но, пожалуй, самым ценным уроком для нее стал пример импозантной и властной женщины. Со своей стороны, эрцгерцогиня Маргарита была в восторге от своей ученицы.

Но Томасу Болейну пришлось сообщить регентше, что долг требует отправить Анну в другую страну. Мария Тюдор, ещё одна сестра Генриха VIII, собиралась выйти замуж за короля Франции Людовика XII. Она нуждалась в фрейлине, которая могла говорить по-французски, и Анна Болейн представляла идеальный вариант.

Раскрашенный вручную офорт, Луи-Мари Ланте
Раскрашенный вручную офорт, Луи-Мари Ланте

Брак продлился менее трех месяцев в результате смерти Людовика XII. После сорока дней траура Мария Тюдор собрала вещи и вернулась в Англию. Анна осталась во Франции, на службе у новой королевы Клод, супруги Франциска I. Более семи лет она провела при странствующем французском дворе, преданном идеалам Возрождения, с Леонардо да Винчи в качестве почетного гостя. Всё это время она постоянно развивала свой ум и оттачивала остроумие. До конца жизни она сохранит безупречный вкус в одежде, ненасытное интеллектуальное любопытство, глубокий интерес к религиозному реформизму, склонность к флирту и сильный французский акцент.

Возвращение в Англию

В 1522 году Томас Болейн, чтобы выдать Анну замуж за ирландского кузена, Джеймса Батлера, 9-го графа Ормонда, потребовал возвращения дочери в Англию, поскольку англо-французские отношения стремительно охлаждались и дули ветры войны, но им двигал и личный интерес. Смерть 7-го графа Ормонда в 1515 году, прадеда Анны, ввергла Болейнов в сложный спор о титуле и поместьях, который грозил гражданской войной в Ирландии. Томас намеревался положить конец спору с помощью эндогамного брака. Но переговоры о браке не увенчались успехом.

В 1522 году Анна Болейн дебютировала при английском дворе, куда она попала в качестве фрейлины Екатерины Арагонской. Она не входила в число приближённых королевы, и положение её было не самым высоким, но присутствие Анны при дворе произвело фурор. Несмотря на геополитическую напряженность, всё французское оставалось в тренде, а Анна – самая французская из всех английских леди.

Среднего роста, с длинной шеей и небольшим бюстом, её фигура соответствовала идеалу красоты эпохи Возрождения. Со смуглой кожей, большими карими глазами и тёмными волосами, хотя и далекая от петрарковских канонов, она выглядела экзотично среди блондинок и рыжеволосых, наполнявших английский двор. Она грациозно танцевала, хорошо пела, играла на лютне и других инструментах, элегантно одевалась. Но прежде всего Анна была прекрасной собеседницей. Своим остроумием она сразила поэта Томаса Уайетта, который безуспешно сватался к ней.

Анну привлёк Генри Перси, паж всесильного кардинала Томаса Уолси, который в то время был правой рукой короля. Молодая пара тайно обручилась, но Уолси, узнав об этом, решил проблему «железным кулаком». Он знал, что отец Перси, граф Нортумберленд, уже устроил выгодный брак для своего первенца и совсем не хотел неприятностей. Анна, узнав об этом, жаждала мести (и она получит шанс).

Ухаживание за Анной Болейн, Эмануэль Готлиб Лойце
Ухаживание за Анной Болейн, Эмануэль Готлиб Лойце

Однако к 1526 году на сцене появился куда более сочный поклонник – король.

Анна и король

Сложно сказать, когда и как монарх начал присматриваться к Анне, поскольку история сохранила поздние и сильно подслащенные версии. Государь не был сентиментален, но он приложил немало усилий, чтобы завоевать Анну, вплоть до того, что писал любовные письма, хотя терпеть не мог брать в руки перо. За Анну, которая была умнее и расчётливее сестры Марии, уже делившей ложе с монархом, нужно было побороться.

«Личное дело короля»

Генриха много лет беспокоило отсутствие наследника мужеского пола. Салический закон не распространялся на Англию, и теоретически ничто не мешало единственному законному отпрыску, дочери Марии, плоду его союза с Екатериной Арагонской, царствовать. Хотя на практике прецедентов ещё не было, да и династия недостаточно укрепилась для экспериментов. Любое разногласие могло ввергнуть королевство в хаос Войны Роз. В свои 40 лет Екатерина считалась слишком старой, чтобы родить еще детей. В 1525 году, к негодованию жены, Генрих решил узаконить внебрачного сына, Генри Фицроя. Но когда он влюбился в Анну, деву в самом соку, ему в голову пришла другая идея.

Портрет Екатерины Арагонской (миниатюра), автор Лукас Хоренбаут
Портрет Екатерины Арагонской (миниатюра), автор Лукас Хоренбаут

Как бы так аннулировать брак с Екатериной и зачать от Анны долгожданного наследника? В поисках ответа он обратился к Библии и нашёл его в книге Левит, где есть отрывок, запрещающий мужчине жениться на жене своего брата. Второзаконие, другая книга Ветхого Завета, рекомендует обратное – жениться на овдовевших невестках. Но монарх благополучно упустил это из виду.

Екатерина подростком прибыла в Англию в качестве невесты старшего брата Генриха Артура. Его внезапная смерть привела к тому, что корона перешла к Генриху, который возобновил союз с Кастилией и Арагоном, обручившись с молодой вдовой. Для этого он попросил у папы разрешения, которое было получено. Затем Генрих решил добиться прямо противоположного, поручив кардиналу Уолси провести переговоры с Ватиканом об аннулировании его почти двадцатилетней супружеской жизни.

План был необычным и даже безрассудным по многим причинам. Главная из них заключается в том, что на момент первых пробных шагов в Ватикане папа Климент VII еще не оправился от резни при разграблении Рима и формально был пленником могущественного Карла V, племянника королевы Екатерины.

Помимо родства с императором Священной Римской империи, Екатерина пользовалась симпатиями английского народа. Ей предлагали титул вдовствующей принцессы, но она отказалась. Она настаивала на своем праве на царствование и утверждала, что никогда не заключала брак со своим первым мужем (что невозможно ни доказать, ни опровергнуть).

Наконец, Генрих VIII – король по милости Божьей. Предполагается, что папа, отлучив его от церкви, может лишить его этой милости и тем самым свергнуть с престола. Три года бесплодного лоббирования стоили Уолси должности и здоровья, но монарх не сдавался, как и Анна.

Брачный союз, вызвавший потрясения в королевстве

Насколько Анна была вовлечена в эти махинации? Маловероятно, что она прямо предлагала аннулировать брак, но, узнав о своих шансах стать королевой, она, несомненно, душой и телом содействовала этому начинанию. Она предложила Генриху заручиться благосклонным мнением богословов Оксфорда и Кембриджа – университетов, которые она, оказавшись на троне, позаботилась вознаградить милостями и освобождением от налогов.

Генрих VIII и Анна Болейн на балу у кардинала Уолси, Карл Теодор фон Пилоти
Генрих VIII и Анна Болейн на балу у кардинала Уолси, Карл Теодор фон Пилоти

Будучи умеренным реформатором и читателем полемических книг, даже запрещенных как еретические, она поделилась с венценосным любовником некоторыми антиклерикальными текстами и в частности представила ему работу, которая помогла ей окончательно добиться расположения государя, «Послушание христианина» Уильяма Тиндейла, протестантского священника в изгнании. Тиндейл утверждал, что папа не имеет власти над англиканской церковью и что суверен должен править не только земными, но и духовными делами. Это было то, что Генрих VIII хотел услышать.

Архиепископ Кентерберийский (Томас Кранмер) предложил радикальный способ узаконить положение Анны. В апреле 1533 года парламент принял первый из законов, который побудил Англию официально отвергнуть католицизм и основать протестантскую англиканскую церковь. Этот закон лишил Папу власти над королем и Екатерину Арагонскую ее аргументов.

После тайного венчания в ноябре 1532 года и публичной церемонии в январе 1533 года, архиепископ Кентерберийский 23 мая 1533 года созвал церковный трибунал, который объявил союз короля с Екатериной недействительным, а его повторный брак с Анной действительным.

Королева Англии

1 июня 1533 года, когда она была коронована в Вестминстерском аббатстве, вынашивая в своем чреве будущую королеву Англии Елизавету I, Анна Болейн достигла апофеоза. Анна приняла девиз «Самая удачливая». Она была самой могущественной женщиной того времени и касалась Небес руками.

Но… правление Анны началось с разочарования – рождения принцессы Елизаветы, вместо долгожданного сына. Несмотря на это, девочка была провозглашена наследницей престола, сместив свою сводную сестру Марию, незаконнорожденную после аннулирования брака ее родителей.

С этого момента Анна окружила себя членами семьи, соответствующим образом «облагороженными», и наслаждалась заимствованной властью, насколько это возможно. К счастью для новой королевы, в планы Карла V не входила война против Англии. Следующие три года Габсбурги выступали с символическими протестами и отправили заботливого посла на помощь своей тетке, но не пошевелили и пальцем, чтобы вернуть ее на престол.

Анна тратила огромные суммы на платья и драгоценности. Многие дворцы были отремонтированы, чтобы удовлетворить ее вкус к роскоши. Но положение Анны оставалось шатким. Её предшественница ещё была жива, поданные выражали недоумение, многие видели в ней соблазнительную выскочку, а Генрих ясно давал понять, чего он ждёт от неё – наследника. Анну подозревали и в том, что она спровоцировала Генриха подписать смертный приговор сэру Томасу Мору в 1535 году, когда тот отказался нарушить клятву верности папе Павлу III.

Стремительное падение

29 января 1536 года, во время похорон Екатерины Арагонской, Анна потеряла ребёнка во время беременности, и это стало началом конца. Она попала в немилость у Генри, который был в ярости из-за того, что она не подарила ему сына, и монарх уже нацелился на новую фаворитку Джейн Сеймур.

Генрих, учитывая несколько выкидышей у Анны между 1534 и 1536 годами, позднее объявил, что «его брак проклят Богом». Эдуард Сеймур, брат Джейн, удостоился звания кавалера Ордена Подвязки в ущерб брату Анны Джорджу. Анна наживала всё больше и больше врагов при дворе. Советники короля, включая Томаса Кромвеля, чтобы дискредитировать Анну, приписали ей несколько романов с разными придворными дворянами.

Помимо многих спекуляций и сотен теорий о вине Анны или, по крайней мере, ответственности за последнюю катастрофу, правда состоит в том, что 2 мая 1536 года её заключили в тюрьму в лондонском Тауэре по ложному обвинению в поддержании отношений с Францией. Мать будущей Елизаветы I осудили за государственную измену, обвинили в прелюбодеянии с тремя джентльменами из тайной палаты и придворным музыкантом и инцесте с братом Джорджем Болейном, лордом Рочфордом и в заговоре с ними с целью убийства короля.

Анна Болейн в Тауэре, Эдуард Сибо
Анна Болейн в Тауэре, Эдуард Сибо

Казнь Анны Болейн – одно из самых трансцендентных и жестоких событий в истории британской монархии. В Национальном архиве Соединенного Королевства сохраняется письменный указ монарха казнить женщину, на которой он женился три года назад, и от которой у него родилась дочь. В нём записано, что «она приговаривается к смертной казни через сожжение на костре или обезглавливание».

Генрих, «движимый состраданием», остановился на обезглавливании. В то время этот вид смертной казни в Англии практиковался топором, что приводило к несовершенствам и крайним страданиям жертвы. Генрих отправил одного из своих помощников в Кале во Франции, чтобы привезти модного палача, который делал эту работу мечом, одним ударом.

О смерти королевы 19 мая 1536 года население Лондона было проинформировано артиллерийским залпом, а сэр Фрэнсис Брайан, при любых ситуациях сохранявший благосклонность Генриха, бросился в дом Джейн Сеймур, чтобы сообщить ей новость. Его беспринципность во время падения сводной кузины привела к тому, что Фрэнсис Брайан получил прозвище «Наместник ада». Через 11 дней Генрих VIII женился на Джейн Сеймур.