"В кинематограф Владислав Стржельчик пришел уже сложившимся актером. Позади остался период исканий своего пути в искусстве, период творческих проб. Впереди открывался путь к художественным свершениям, возможность которых угадывалась совершенно определенно, потому что на сцене Большого драматического театра имени Горького появился мастер, владеющий всем комплексом актерской выразительности, художник, стремящийся к утверждению своей темы в искусстве — темы человеческого благородства и самоотверженности во имя любви, дружбы, служения идеалу".
Читаем статью, опубликованную в 1973 году:
"Стржельчик всегда утверждает высокий нравственный потенциал как норму. Утверждает впрямую или через отрицание, на материале современности или далекого прошлого — это зависит от драматургического материала роли, — но творческий разговор актера со зрителем всегда ведется с позиций высокой требовательности и веры в человека, в победу лучшего в нем.
К моменту встречи Стржельчика с кинематографом творческое кредо актера в общих чертах определилось. Начался в его жизни период очень значительных работ.
Первой принципиальной удачей актера, вызвавшей к себе серьезный интерес, был образ Цыганова в горьковских «Варварах», поставленных Г. Товстоноговым на сцене БДТ в 1959 году.
Кинобагаж актера к этому времени был невелик. Состоял он в основном из экранизаций спектаклей Большого драматического театра — «Разлом», «Враги», «Слуга двух господ», «Достигаев и другие». Наиболее значительной работой в этой серии был молодой рабочий Греков во «Врагах». Хотя образ этот имел большое значение в творчестве Стржельчика, став, по существу, его подлинным актерским рождением, появление этого героя на экране было повторением уже достигнутого и принципиального значения в биографии актера не имело, как и остальные его роли в экранизациях.
Еще меньший творческий «вес» имели оригинальные работы Стржельчика в фильмах «Машенька», «Академик Иван Павлов», «Балтийская слава», «Рядом с нами», «В дни Октября» и «Андрейка». Внимания на себя молодой актер не обратил.
Вообще взаимоотношения Стржельчика с кинематографом складывались сложно. Актер снялся в тридцати пяти фильмах, и его киностаж насчитывает двадцать лет, но тем не менее подлинное признание и популярность пришли к нему только в последние годы. В этом была определенная закономерность.
По-разному складываются актерские судьбы в кино. Иногда с именем того или иного исполнителя связано создание определенного человеческого характера или типа, порой — маски. И если за неизменяемостью образа угадывается движение времени и движение человека во времени, образ обретает жизнеспособность, если нет — он умирает.
Душевная разобщенность с миром, крушение гармонии внутри самого себя; трагедия бездуховности — свойство многих героев Ефима Копеляна.
Яркая актерская индивидуальность, помноженная на «свою» тему, определяет особое качество, особую природу успеха актера у зрителя. Успеха более значительного и весомого, нежели легкая кинопопулярность, которая проходит порой так же быстро, как и возникает. Наиболее серьезные творческие достижения в киноискусстве приходятся на долю тех, кто создал на экране такой обобщенно художественный образ, воплощенный через серию конкретных характеров.
Но есть актеры другого типа. Их имена не связаны с созданием на экране какого-то определенного образа. Они каждый раз новые, незнакомые зрителю до такой степени, что их даже не всегда узнают. Им труднее выйти на «звездную орбиту», завоевать популярность, и если в конце концов она к ним приходит, то как признание значительности их творческих результатов.
К этой категории актеров и принадлежит Стржельчик. Причем на его пути помимо общих было одно серьезное осложнение индивидуального порядка.
Стржельчик обладает качеством, ставшим весьма редким на сцене, — в нем есть то, что вернее всего было бы определить словом аристократизм. Это качество или есть в человеке, или его нет. Сыграть его нельзя. ...
К сожалению, именно это чисто внешнее качество стало на первых порах признаком его «кинотипажности». Стржельчик часто получал не те роли, которые позволили бы ему проявить свое дарование и мастерство, свои творческие способности.
Он переиграл почти всех коронованных особ, появлявшихся на экране за последние двадцать лет, не говоря уже о менее значительных фигурах аристократической иерархии. А поскольку эти роли чаще всего были служебными и не претендовали на особые художественные достоинства, то и результаты творческих усилий актера были незначительны. Хотя, справедливости ради, надо сказать, и в них были у Стржельчика несомненные удачи. Достаточно назвать две роли, сыгранные им в фильме
«Софья Перовская», — Александра II и следователя.
Однако это исключение. По существу же, каждый из таких фильмов открывал перед исполнителем дорогу к той же маске, в то время как творческие принципы актера, вся жизнь которого связана с Большим драматическим театром имени Горького, этому противоречили. Стржельчик — актер яркого перевоплощения, глубинного проникновения в существо изображаемого характера, мастер тонких деталей и масштабных обобщений. Об этом убедительно говорят его театральные работы: Цыганов («Варвары»), Кулыгин («Три сестры»), Он («Четвертый»), Николай Бауман («Третья стража») и другие.
Почему же в таком случае актер брался за роли, которые не давали достаточного материала для творчества?...
Во-первых, существует неписанный, но неизменно действующий в искусстве закон — профессиональный актер никогда не отказывается от роли, если она не совсем уж безнадежна. В нем всегда живет вера, что в процессе работы в роли откроется нечто неожиданное, пропущенное при первом поверхностном чтении, как чаще всего и случается.
А во-вторых — и это главное! — актер верил в возможность оказаться на том перекрестке, где произойдет встреча с ролью, которая позволит ему соединить «свое» с драматургическим материалом. Чтобы не пропустить эту встречу, надо много играть, надо постоянно искать. И актер искал.
Если бы в творческой биографии Стржельчика не было десятка ролей, по которым можно было судить о его возможностях, первая принципиальная работа в этом плане могла бы и не состояться. К счастью, она состоялась. Это была роль Готтбурга в фильме «Как вас теперь называть?»....
Если взглянуть хотя бы только на перечень фильмов, в которых снимался Стржельчик, то нетрудно обнаружить одну весьма существенную закономерность: актер снимался главным образом в картинах, посвященных серьезным общественным, социальным, политическим проблемам. «Разлом», «Враги», «В дни Октября», «Балтийское небо», «Гибель эскадры», «Софья Перовская», «Майор Вихрь», «Генерал Рахимов», «Адъютант его превосходительства» и другие — свидетельство тому.
«Как вас теперь называть?» — не исключение в этом списке.
Весь фильм — поединок двух людей, представляющих разные борющиеся лагери, а следовательно, и разные борющиеся идеологии. На протяжении всей картины мы следим не столько за сюжетным исходом борьбы гестаповского генерала с попавшим в его руки советским разведчиком, сколько за исходом их идеологического поединка.
...Он сразу обращает на себя внимание, этот элегантный, холеный, красивый офицер в черном мундире безукоризненного покроя. Более того, вы сразу ощущаете его принадлежность к рангу избранных, к «высшей расе».
Актер не стремится скомпрометировать своего героя, он отдает должное его уму, его профессиональному умению, его выдержке. Он подчеркивает, что советский разведчик встретился лицом к лицу с врагом серьезным, сильным и жестоким.
Спокойно, без колебаний отправляет Готтбург своего друга на тот свет. Ни один мускул не дрогнул на его лице, когда он сообщил о яде, подсыпанном в уже выпитое осужденным на смерть вино.
Как бы внимательно ни всматривались мы в лицо Готтбурга—Стржельчика, как бы напряженно ни вслушивались в интонации его голоса, мы не пробьемся сквозь броню непроницаемости — этот человек владеет собой абсолютно. Борьба с таким противником очень трудна. Для того чтобы вести ее хотя бы на равных, мало одного бесстрашия. Необходимо умение противостоять тонкой, изощренной тактике врага, необходимо знание человеческой души со всеми ее «потемками», чтобы обнаружить ахиллесову пяту противника, понять, в чем он особенно уязвим.
Из множества возможных ходов советский разведчик безошибочно выбрал тот единственный, который привел его к победе, выбрал точно, потому что правильно понял Готтбурга, для которого превыше интересов рейха и фюрера — интересы его собственные. Он может быть неуязвим, но только до тех пор, пока не возникает угроза его жизни и его карьере. Причем он ведет только крупную игру, и советский разведчик предлагает ему самую высокую ставку — жизнь.
Готтбург проиграл поединок. Он сохранил жизнь, но сохранил ее ценой предательства. И это было поражением не Готтбурга, а той идеи, которую он демагогически утверждал, но за которую не смог умереть, ибо он не жил этой идеей, а только служил ей.
Именно перевод фильма с языка детектива на язык идеологического поединка придал образу Готтбурга масштабную крупность, а множество точно найденных исполнителем деталей и нюансов сделало характер достоверным и емким.
Поражение Наполеона произошло не на поле боя, не в снегах России, а тут, на подступах к охваченной пожаром Москве. Поражение Наполеона началось с непонимания духа русского народа. Он проиграл свой поединок с Кутузовым не только как полководец, но и как политик и как философ. И это интересовало актера, это он стремился раскрыть в образе Наполеона, хотя из-за эпизодичности его экранной жизни многое осталось за кадром и не получило выражения достаточно подробного, а обобщение вне конкретности бывает так же неубедительно, как конкретная достоверность без обобщающей мысли. Только в единстве эти две образные категории приводят к значительным художественным результатам.
Таким результатом в творчестве Стржельчика стал образ генерала Ковалевского в фильме «Адъютант его превосходительства».
В потоке многосерийных детективов этот фильм остановил на себе внимание, хотя сюжет его был не более занимательным, чем в других картинах, а изложение событий делалось значительно медленнее, чем этого требует жанр.
В чем же природа его успеха? Если бы при той же расстановке сил и при тех же исполнителях на месте Ковалевского был человек типа полковника Щукина, фильм «Адъютант его превосходительства» остался бы «одним из». Присутствие Ковалевского переводит его из разряда обычного детектива в категорию более сложную и требующую к себе серьезного внимания. Он отличается от своих собратьев по жанру неожиданным своеобразием главного конфликта...
По-человечески он очень симпатичен зрителю. В нем есть благородство и доброта, есть чуткость и доброжелательное внимание к людям, а старомодная деликатность выгодно отличает его от прямолинейных и грубых вояк типа Щукина. Ковалевский Стржельчика — солдат в самом высоком и благородном значении этого слова. Он — человек, преданный идее, за которую борется. Он — человек долга, пусть исторически ложно понятого, но долга. И за это актер уважает своего героя. Потомственный дворянин, генерал Ковалевский служит монархии верой и правдой. И служит хорошо. В его неторопливой деловитости, в негромкой категоричности решений, в значительной немногословности — во всем виден человек, умело и точно делающий свое дело.
Его человечность и доброта вступают порой в конфликт с его долгом солдата. Он искренне предлагает своему адъютанту уехать за границу с любимой девушкой, делает это исключительно из желания помочь двум симпатичным ему молодым людям. И он искренне радуется, когда Кольцов отказывается уехать. Он видит в молодом офицере то качество, которое ценит в солдате, — преданность долгу. Это определяет особую теплоту их взаимоотношений.
И победа Кольцова не только в том, что он обманул бдительность своего противника (при том доверии, которое оказывал генерал своему адъютанту, это была не очень трудная задача), победа Кольцова в том, что он поколебал веру Ковалевского в идею, которой тот служит.
Во время последней их встречи — в тюрьме — Ковалевский Стржельчика долго и пристально всматривается в лицо своего адъютанта, будто хочет найти в его глазах ответ на свое недоумение, растерянность, возникшие вдруг сомнения. Какой же силой должна обладать идея, которой служит Кольцов, если ради нее молодой человек, не задумываясь, не колеблясь, пошел на смерть!
Ковалевский — Стржельчик понял неизбежность поражения именно здесь, в тюрьме. Старый, мудрый человек, он понимает глубокую разницу между службой и служением, настолько глубокую, что от нее зависит победа или поражение.
В последнем эпизоде фильма фигура генерала Ковалевского — фигура трагическая. Актер глубоко и сильно раскрыл трагедию крушения веры.
Николай Рубинштейн в фильме «Чайковский» — еще одна большая и признанная удача Стржельчика в кино.
В сложной, во многом противоречивой фигуре Рубинштейна Стржельчик с чуткостью истинно современного артиста почувствовал и передал главное — он создал образ художника, чуткого к тому новому, что рождало его время, воплотив это, хотя и на очень скромном драматургическом материале, в характере развития взаимоотношений Рубинштейна и Чайковского.
Разгневанный спором, Рубинштейн бросает с высоты своего авторитета
приговор Первому концерту — никто и никогда исполнять его не будет! Словесный поединок переходит в спор музыкальный. Рубинштейн начинает вдохновенно играть Бетховена, будто стремится блестящей и искрометной красотой этой музыки заглушить только что взятые им «неудобные» аккорды Чайковского, чей концерт он сейчас активно не принимает.
Но когда через несколько лет Рубинштейн услышит от своего ученика те же претензии к «неудобным» аккордам, он громко рассмеется в ответ. И предскажет совсем другое: концерт Чайковского станет любимым произведением пианистов мира.
В этом — Рубинштейн. Противоречивый, неожиданный, неровный в отношении к людям. Блестящий, ироничный, насмешливый. Таким и играет его Стржельчик, играет ярко, заразительно, озорно. Его Рубинштейн великолепно артистичен во всеми всегда — за дирижерским пультом, в беседах с людьми, в неподражаемой небрежности своего великодушия к «какому-то» Чайковскому. Он влюблен в музыку, влюблен в жизнь, влюблен в себя в этой жизни...
Закономерность успеха последних работ Стржельчика заключается в том, что в ролях Ковалевского и Рубинштейна он получил наконец материал, который позволил ему достичь в своих киноработах уровня своих театральных созданий, проявить себя художником, способным к масштабным обобщениям с позиций современности, и великолепным мастером. Искусство паузы, подтекста, слова, пластической точности, полноты перевоплощения — в каждом из них актер достиг той филигранной точности, когда мастерство уже не обращает на себя специального внимания, а воспринимается как само собой разумеющееся. Кажется, будто актеру все просто. Но эта простота сродни легкости пианиста-вир- туоза — за ней стоит огромный и каждодневный труд, без которого нет творчества, нет искусства, нет художника.
Стржельчик — актер, понимающий искусство перевоплощения как процесс, в котором участвуют все элементы внутренней и внешней актерской выразительности. Новому внутреннему строю человека на сцене или на экране у него всегда соответствуют и новый внешний облик, новая пластика, новая манера говорить. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить двух его генералов — подтянутого, энергичного Готтбурга, у которого каждое движение, каждый жест кажется выверенным и заранее «отработанным», и Ковалевского сего неторопливостью, сутуловатостью, какой-то не военной интеллигентностью.
— Дело не только в возрастной разнице моих героев, — говорит Владислав Игнатьевич, — не только в несхожести их характера, темпераментов, наконец, национальных особенностях каждого. Дело еще и в разности стилистики самих произведений, хотя оба они принадлежат к приключенческому жанру.
Фильм «Как вас теперь называть?» ближе к публицистической манере изложения материала, он требовал лаконизма и точности. Только то, что необходимо для раскрытия главной темы, главного конфликта, ничего лишнего, ничего отвлекающего от предмета повествования.
В «Адъютанте его превосходительства» с его неторопливой манерой изложения есть выходы в личную жизнь героев, в их быт. И по своей форме это произведение более камерное, несмотря на масштабность темы. Значит, оно требует и иной актерской стилистики. Оно требует подробностей, деталей в характеристике героя. Таков закон жанра именно этого произведения.
И в нем нельзя играть так же, как, например, в «Войне и мире», где сам характер философски-обобщенный исключает необходимость подробностей бытовых и даже психологических.
Мне не удалось на экране встретиться с таким жанровым многообразием, с каким я встречался в театре. Но меня интересует сама проблема отбора актерских средств в зависимости от жанра произведения. Интересует именно в кино, которое требует от исполнителя особой тонкости и точности, ибо на экране малейшая неправда увеличивается стократно. Повторяю, я не встречался, к сожалению, с решением такой задачи в кино. Но я оптимист и надеюсь, что мне удастся еще встретиться с такой ролью, которая будет для меня совершенно неожиданной в этом плане..." (Рыжова, 1973).
(Рыжова В. Владислав Стржельчик // Актеры советского кино. Вып. 9. Л.: Искусство, 1973).