В далеком 2002 году попался мне один диск с довольно взрослой обложкой (красивые девушки в купальниках в стиле дисков "romantic collection" рядом с суровым дядькой в доспехах с здоровенным мечом) . Диск был немедленно вставлен в компьютер, а игра установлена. То, что произошло дальше, повлияло на мой игровой экспириенс навсегда. Часы, дни, проведенные в игровом мире Готики 1 были лучшими в моей игровой жизни. Спойлер. Игру я проходил не один год, а почему, расскажу дальше.
На тот момент я мало играл в РПГ игры, и когда я наконец-то игру прошел до конца, я, разумеется, стал искать новую порцию эмоций. Прикупив на "книжном" люберецком рынке пару дисков с Морровиндом и дополнением к нему, я побежал домой пробовать новую "масштабную и лучшую игру на свете".Но по какой-то причине она не затянула меня, я не нашел ни одного харизматичного персонажа, мир был огромным, но безликим, населенные пункты и пещеры одинаковыми. Игру я забросил. И решил вернуться в "колонию".
Собственно, сегодня, в 2024 году, в преддверии выхода ремейка, в очередной раз пройдя шедевр от пираний (издатель Piranha Bytes) и поставив свечку за их распавшуюся компанию, я хотел бы росчерком пера клацаньем клавиатуры порассуждать на тему того, почему же игра до сих пор имеет высокий онлайн в стиме и такое большое фанатов.
Собтвенно, я так понимаю, назвать "Готику" RPG (role playing game), то бишь на русском (роль отыгрывательская игра) не совсем можно. Все-таки внешность и пол персонажа, да и роль мы тут не выбираем, хотя, как вживемся, отыгрываем старательно. Дело в том, что у нашего главного героя (далее ГГ) имеется свой довольно конкретный характер. А характер у него, ну, скажем так, не самый простой. Герой себе на уме. Не стесняется красть и грабить во имя честности и убивать во имя добра. За словом в карман не лезет, а ум, хоть иногда и вызывает ощущения угла более 90 градусов, но все же порой оказывается более острым, нежели у игрока (полезно читать дневник). А также ведение ГГ именно "дневника", а не наличие какого-либо более стандартного обезличенного таск-менеджера тоже говорит о его тонкой душевной организации.
Вообще хочется обойтись без спойлеров и пересказывания сюжета, потому что как показали собранные мною отзывы некоторых "новых" игроков в Готику, далеко не основной сюжет цепляет и приковывает к монитору на многие часы. В игре 2001 года присутствует довольно живой мир. NPC ходят, справляют нужду, готовят еду, куют оружие, спят, едят, тренируются махать мечом, болтают, спорят, сидят у костра, толкут что-то в ступе, собирают травы, итд итд итд. И делают все это по определенному расписанию. Вдобавок, неписи довольно остро реагируют на неадекватность нашего героя, если, например, тому вздумается помахать у них перед носом валыной или покаставать файрболы. Некоторые особо статусные и раздражительные неписи даже начинают не на шутку гореть, если гг "подвис" у них на пути, пока игрок пошел за чаем. В детстве можно было неслабо удивиться, вернувшись к компу с налитой кружечкой горячего чая и обнаружив своего персонажа валяющимся на земле побитым и без руды (денежки местные).
Вообще валяться побитым--это практически синоним Готики. Потому что здесь каждый пытается тебя либо развести на кэш, либо подпортить здоровье. Это также является довольно отличительной для того времени чертой игры. Ведь обычно как. Ты играешь за какого-нибудь важного лыцаря, спасителя мира, женщин, мужчин, детей, животных, да кого угодно. И ты как бы такой в начале игры тоже непрокаченный и слабый, но как будто бы весьма условно. То есть ты встречаешь более сильных противников и как бы учишься на них, и становишься сильнее, и все такое. Но ты как бы дефолтно сильный. А вот в Готике ты дефолтно никто и звать тебя никак (причем в прямом смысле, имени ГГ мы так и не узнаем). И вообще, не вытереть о шикарную шевелюру ГГ ноги, считается лютым зашкваром у местных зеков.
Кстати об этом. Мы натурально играем за заключенного. За что нас отправили долбить руду в колонию никому не известно, но учитывая тот факт, что ГГ умеет открывать замки отмычками с самого начала игры, рискну предположить.
Вся эта совокупность факторов и является секретом успеха "Готики" по моему скромному мнению. Хотя подождите, не только это. Я, как-то потеряв диск, купил пиратку, и на ней не оказалось музыки. Или она была битая, или еще что, не помню в общем, врать не буду. Но вот я играю в любимую игру в десятый раз, и понимаю, что что-то не так. Словно кто-то вынул душу из игры.
Кай Розенкранц написал один из лучших саундтреков для видеоигры, который я когда-либо слышал. Без этой музыки теряется львиная доля шарма того безусловно глубокого и проработанного мира, который затягивает игроков.
Ладно, черт бы с ними, с очевидно крутыми сторонами игры. Поговорим про спорные моменты. Вообще драться в готике очень весело, но очень больно. Боевая система работает следующим образом: кнопка "действие" зажимается, и одновременно нажимаются "стрелочки". Влево-вправо--боковые удары, вперед--удары, комбинирующиеся в серию, назад-- блок. А также следует иногда отпускать "действие" и жать стрелочки просто так, дабы вообще двигаться, отскакивать, водить вокруг врага хороводы, кружить ему голову и уворачиваться от особо тяжелых и затяжных оплеух, которые заблокировать в первой "Готике" не можно. Звучит все это очень сложно, но на деле, когда разберешься, открываешь в себе мазохиста и понимаешь, что ничего лучше-то в общем и нет. Боевая система, как я понимаю, для многих и стала тем непреодолимым порогом вхождения, потому как я неоднократно читал об этом на форумах или видел на видосиках. Мой школьный товарищ, например, по моей наводке скачавший игру и проходивший первую локацию, вися со мной на телефоне, ругался и матерился, потому что первый падальщик не давал ему пройти дальше далеко не одну перезагрузку.
Но боевая система это еще полбеды. Я буквально год играл в игру, и мой несформированный малолетний ум так и не мог понять, как тащить в свой карман что-либо из кармана чужого. Да и не только кармана. Как торговать, обчищать сундуки итд. Комбинация все так же зажатой кнопки "действие" и нажатия стрелочкек вправо-влево, как будто звучит вообще несложно, но отнюдь не очевидно.
Я не мог пройти даже первую главу, но и бросить игру я тоже не мог. Я просто бегал везде, где позволяла игра и моя унылая прокачка, изучал пещеры, каждый уголочек, в надежде найти что-то ценное. И что интересно, находил. И процесс этот был безумно увлекательным даже без возможности прохождения сюжета. Уже потом я узнал, что в отличие от сильно выше упомянутого "Морровинда", где машинно генерировались предметы в писчерах и прочих "данжах", в "Готике" все предметы были размещены вручную. То есть каждая травка в темном углу, каждое зельице в сундуке, каждый батон хлеба был оставлен разрабами лично именно там, где они и планировали. Возможно в этом и кроется ответ на вопрос, почему мир "Готики" так интересно изучать.
Ты волшебник, ГГарри.
Магия в игре присутствует. И даже ой как. 6 кругов магии, куча заклинаний в каждом из них. Очень красивые анимации и абсолютно имбалансные эффекты. Огромная вариативность прохождения. Играть за мага в первой "Готике" "легко и приятно". В общем, удовольствия не на один десяток часов. Врагов, которые используют магию против ГГ очень мало, и от этого играть за мага еще более интересно. Но на первое прохождение не советую, можно намудрить с прокачкой, и получится что-то несуразное.
Я еще не сказал про всякие прикольчики вроде изменения стоек и анимаций боя по мере прокачки. Про торчащую из-под доспехов пижаму ГГ. Про забавные баги, лаги, про систему репутации и наличие уникального персонажа, который может помирить тебя с главой гильдии, если ты вдруг нахамишь начальнику. Про практически полную несостоятельность класса "лучник". Про наличие разнообразных и уникальных на тот момент времени механик.
Можно много говорить про эту, не побоюсь этого слова, великую игру, что я ,собственно, и буду делать. Но не сейчас, в этой заметке, я просто хотел поделиться чем-то родным и близким мне, будучи на эмоциях после очередного прохождения. За Гомеза!