Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Пограничное расстройство личности и навыки ДБТ

В этой статье хочу обобщить материал по навыкам, который дается в работе М. Линехан при работе с ПРЛ. Навыки универсальны и могут быть частью работы не только с клиентами с ПРЛ, но и в других случаях, когда конкретные навыки отсутствуют или развиты не достаточно хорошо.

Работа в данном случае может делиться на пять основных направлений:

  1. Работа с основными убеждениями ("Я неприемлем"; "Мир опасен", "Я бессилен и уязвим", "Я ущербен");
  2. Формирование навык радикального принятия;
  3. Преодоление дихотомии в мышлении;
  4. Формирование навыков психической вовлеченности, эмоциональной саморегуляции, навыков межличностной эффективности, навыков коммуникации;
  5. Формирование идентичности или ее укрепление.

Важно отметить, что первоочередными задачами в работе служит установление контакта и достижение близости, т.е. формирование терапевтического альянса. Контакт имеет первоочередное значение, которое поможет клиенту раскрыться в нужной степени, чтобы получить новый опыт взаимодействия. Одно из главных условий заключается в возможности и желании специалиста показать, что он заслуживает доверия. В этом могут помочь следующие моменты:

- согласованность действий;
- открытость для клиента;
- поддержка;
- честность с клиентом.

Для достижения этих целей можно использовать такие методы как направляемое открытие, сотрудничество и согласованность действий. Балансирование на грани соблюдения границ и открытости поможет реализовать задачу честного, открытого контакта. Сочетание поддержки и принципа "хорошего родителя" (похвалы и акцента на положительном поведении) и "строгого родителя" (выстраивание границ, конструктивная критика, "гашение" негативного поведения) может помочь в достижении не только гармоничных отношений специалиста и клиента, но и получить клиенту новый опыт.

Мишени в работе могут быть обширны. Следует сказать, что первой и главной задачей будет работа с зависимостями или зависимым поведением - для той работы хорошо подойдет такой метод как анализ решения проблем и позитивное подкрепление.

При работе с ПРЛ не стоит забывать и о том, что любая работа, с чего бы она не начиналась, должна осуществляться маленькими шагами, в ней возможны "откаты" и движение никогда не может быть поступательным. Принцип "маленьких шагов" как никогда актуален при работе с ПРЛ, поскольку результат в буквальном смысле возможен при накопительном эффекте и "откаты" - это тоже способ получения нового опыта, формирования и закрепления новых навыков.

Следующими мишенями могут быть:

- работа с убеждениями (подойдут методы сократического диалога, когнитивной реструктуризации и другие методы работы с убеждениями в КПТ);

- работа с дихотомией и категоричностью мышления (с помощью континуума);

- формирование базовых психических навыков;

- идентичность – формирование устойчивых представлений о себе или реалистичных представлений о себе с помощью: отмечать достижения, как самому клиенту, так и специалисту, давать положительные оценки и характеристики, давать честную обратную связь: положительную оценку позитивных изменений и гашение негативных стратегий поведения);

- работа с ущербностью (проверка убеждений об ущербности по средствам обратной связи от других людей и специалиста;

Однако, основной принцип - это принцип радикального принятия клиента, который включает безусловное позитивное отношение к личности клиента, но не к его поведению. Такая работа с поведением, отмечание позитивных и негативных моментов, позволяет клиенту приобрести причинно-следственное управление в его жизни, что поможет обрести большее ощущение компетентности и ответственности за свою жизнь.

Особе место занимают в работе навыки психологической саморегуляции, которые делятся на четыре группы:

  • навык психологической вовлеченности;
  • навык эмоциональной саморегуляции;
  • навык межличностной эффективности;
  • навыки преодоления дистресса.

Навыки психической вовлеченности:

- Навык «что» – наблюдение (не прекратить, не продлить), описание (физических ощущений, ситуации и мылей через «я думаю, что…») и участие (полное погружение в деятельность);

- Навык «как» - безоценочное наблюдение (помогает при идеализации другого), полное погружение в деятельность (без отвлечений и оценивания «так-нет так») и оценка эффективности – привело ли это к поставленным целям?

- Мудрый разум (сочетание эмоционального и рационального разума).

Навыки межличностной эффективности:

1) Эффективность целей – достичь собственных задач в определенной ситуации: отстоять свои права в неагрессивной манере, попросить, отказать, разрешить конфликт, высказать свое мнение.

2) Эффективность отношений – образ действий, который поможет получить то, что вам нужно и сохранить отношения и нахождение баланса между целями и благополучием отношений в дальнейшем.

3) Эффективность самоуважения - возможность поступать в соответствии с моими интересами и моральными принципами

  • умение просить и умение отказывать
  • формулы направляющего самоодобрения
  • обработка в воображении
  • тренировать просьбы и отказы
  • тренировать метод «заезженной» пластинки
  • держаться уверенно и договариваться

Полезным будет знакомство и с формулой ненасильственного общения, которая помогает высказать свои потребности или критические замечания.

Навыки эмоциональной саморегуляции:

  • Идентификация и обозначение эмоций;
  • Выявление препятствий для изменения эмоций (в коммуникации и во внутреннем плане – валидация и сообщение о своих эмоциях);
  • Снижение эмоциональной уязвимости;
  • Усиление позитивных поведенческих событий;
  • Повышение психической вовлеченности в эмоции;
  • Действия противоположной направленности;
  • АВСDE модель
  • Принять амбивалентность и вторичные эмоции (эмоция на эмоцию)
  • - Уважение и принятие эмоции- Наблюдение эмоции- Не отождествление себя с эмоцией
  • Объяснить значение коммуникативного элемента эмоции и значимость для нашей психики
  • Нормализация жизни (питание, сон) и накапливание мастерства

Навыки преодоления дистресса

  • - деятельность
    - помощь
    - сравнение
    - активация противоположной эмоции
    - выход из ситуации
    - отвлечение мыслями
    - отвлечение физическими ощущениямиОтвлечение:
  • Самоутешение
  • - воображение- поиск смыслаУлучшение момента:
  • Релаксация
  • Сосредоточение на чем-то одном в один момент времени
  • Отпускание ответственности
  • Самоободрение
  • Взвешивание «за и против»

Таким образом, первоочередными задачами являются контакт, работа с проблемным поведением, затем освоение навыков и параллельная работа с мышлением и убеждениями о себе (укрепление идентичности). Пожалуй, наиболее важным является именно контакт и проявление аффективной и когнитивной эмпатии.

Автор: Татьяна Самойлова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru