Представляете, люди, оказывается «Песня о друге» (1966) Высоцкого сочинена на мотив цыганской песни «Москва золотоглавая»!..
Если дру`г оказа`лся вдру`г
001 001 01
▄ Москва` золотогла`вая`
001 0001 01
И не дру`г, и не вра`г, а — та`к;
001 001 01
▄ ▄ Зво`н колоколо`в
001 0001
Если сра`зу не ра`збере`шь,
001 001 01
▄ Царь пу`шка держа`вная`
001 001 01
Пло`х он и`ли хоро`ш, —
1 01 001
Арома`т пирого`в
001 001
Парня в го`ры тяни` — рискни`!
001 004 01
▄ Конфе`ты – бара`ночки`
001 001 01
Не броса`й одного` его`:
001 001 01
Словно ле`беди са`ночки`
001 001 01
Пусть он в свя`зке в одно`й с тобо`й —
001 001 01
Эй вы ко`ни зале`тные`
001 001 01
Там пойме`шь, кто тако`й.
001 001
Слышна песнm с облучка
001 001
А что такое цыганская песня? – Это вырваться на волю немедленно.
Как и понимали Высоцкого поверхностно большинство – как форточку открыли в душной комнате.
Как, может, и сам Высоцкий себя понимал. Мне не жалко: я ж подствердил себе сотни раз, что был у него и подсознательный идеал – настоящего социализма, т.е. саморазбирающегося в пользу самоуправления государства: исчезнет – наступит коммунизм. А достигнутый ядерный паритет с США позволяет ступить на этот путь НЕМЕДЛЕННО. Завтра же – вырваться из тоталитаризма. Достаточно только увлечь народ своим голосом и примером. Народ же совсем недавно, в войну, проявлял гражданскую ответственность в порядке личном порядке, сам. Ведь и наверху всем надоело ж врать и притворяться, что власть – советов.
Вопрос только: сам-то Высоцкий понял, ЧТО за музыку он сочинил?
«Правда, Шафер вовсе не обвиняет Высоцкого в плагиате, напротив, он ставит ему в заслугу умение творчески преобразить уже известные мелодии, но именно этого-то, кажется, и быть не могло. Для такой работы необходима профессиональная память. Как поэт механически запоминает чужие стихи, как шахматист помнит удачные ходы в чьих-то партиях, так и музыкант откладывает услышанные мелодии в глубины памяти. Память же Высоцкого была устроена не по-композиторски.
Мы познакомили со статьей самого Н.Шафера и попросили его поделиться мнением по поводу прочитанного.
"Вы спрашиваете, согласен ли я с Вашей точкой зрения по вопросу использования Высоцким мелодий других композиторов? – пишет Н.Шафер. – Не совсем. У меломана музыкальная память может быть подчас крепче, чем у композитора – так же, как у любителя стихов в голове может засесть больше строчек, чем у профессионального поэта. Впрочем, я не шибко настаиваю на своём мнении…".
Большая часть песен Высоцкого отличается величайшей тонкостью, нестандартностью и по количеству тактов во фразе, и ритмикой, как бы создающей свой пульс рядом с пульсом метрической основы его песен...» (журнал "Зеркало", США, 2000 г., №6. https://v-vysotsky.com/statji/2002/Kompozitor_Vysotsky/text.html).
Вот это-то и видим с «Москвой золотоглавой»: ритм у цыган немного не совпадает с ритмом стихов Высоцкого.
Ну гений и всё тут.
22 июля 2024 г.