1. Сообщение темы урока. Сегодня будем разбирать басню Ивана Андреевича Крылова "Ворона и Лисица". Рассмотрите иллюстрацию на стр. 79 учебника.
- Кто изображен?
- Как выглядит ворона? (растрепанная, некрасивая).
- Как выглядит лисица? (красивая, пушистая).
2. Чтение басни учителем. Послушайте басню.
- О ком идет речь в басне? (о вороне и лисице).
- Все ли слова вам понятны? Мы такие слова в речи не используем. Непонятные слова мы будем записывать в тетрадь.
3. Чтение басни учениками по частям и составление "Словаря басни".
Прочитайте первые три строчки:
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
- Что значит "уж сколько раз твердили..."? (много раз говорили). Запишем в словарь.
- Что значит "миру"? (всем людям).
- Что значит "лесть"? (лживая похвала). Запишем в словарь.
- "Гнусная" - это какая? (плохая, скверная, отвратительная). Запишем.
- Что значит "всё не впрок..."? (без толку, без пользы). Запишем.
- Как понять "В сердце льстец отыщет уголок"? (тот, кто льстит, сможет убедить в похвале, потому что некоторые люди любят лесть). Запишем.
Попробуйте рассказать эти три строчки своими словами.
Уже много лет людям говорят, что лживая похвала отвратительна, но толку никакого, лжец найдет того, кто ему поверит.
Мы прочитали мораль басни. Помните, что такое мораль? (умная мысль, поучение, которое хотел передать автор).
Перейдем к самой басне. Прочитаем первые четыре строчки:
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
- Что значит фраза "где-то бог послал"? (случайно нашла). Запишем в словарь.
- Что значит "взгромоздясь"? (с трудом взобралась). Запишем.
Перескажем своими словами:
Ворона случайно нашла сыр. Еле-еле взобралась она на ель и решила поесть, но задумалась, а сыр держала в клюве.
Прочитаем следующие пять строк:
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит...
- Что значит "сыр пленил"? (сыр лису очень понравился). Запишем.
- Что значит "глаз не сводит"? (пристально смотрит). Запишем.
Расскажите эти строчки современным языком:
К сожалению, в этот момент мимо пробегала лиса, она учуяла запах сыра, он ей очень понравился. Лиса подошла к дереву крадучись, завертела хвостом и пристально посмотрела на ворону, что-то задумала!
Прочитаем следующие девять строчек:
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,-
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
- Что значит "царь-птица"? (самая главная). Запишем.
Перескажите этот отрывок:
Лиса сказала вороне ласковым голосом: "Голубушка, ты такая красивая, и шейка, и глазки, и перышки, и клюв - очень красивые! Раз ты такая красавица, то и петь умеешь хорошо! Спой! Не стесняйся!"
Прочитаем следующие строки:
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,-
И на приветливы лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
- Крылов называл в своих баснях ворон "вещуньями", то есть предсказательницами. Все же слышали выражение "Не каркай!", то есть не наговаривай беду. В этой басне Крылов ворону называет предсказательницей с насмешкой. Запишем в словарь.
- Что значит "дыханье сперло"? (задохнулась от радости). Запишем.
Перескажите отрывок своими словами:
Голова каркуши закружилась от лести, дыхание перехватило от радости. В ответ на слова лисы ворона каркнула во весь голос.
Прочитайте последнюю строчку:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
- О чем в ней говорится? (лисица схватила сыр и убежала). Запишем.
4. Составление плана басни.
Перечитаем еще раз басню по тем же частям, но без морали. Каждой части дадим заголовок словами из текста басни. Получится план, который запишем в тетради.
- Какая главная мысль в первой части? (ворона нашла сыр и решила его съесть).
- Какие слова из басни выражают эту мысль? (Вороне бог послал кусочек сыру).
- Какая главная мысль во второй части? (лисица учуяла сыр и захотела отобрать).
- Какие слова подходят в качестве заголовка? (Лисицу сыр пленил).
- Что делает лиса в тертей части? (льстит вороне).
- Какие слова самые льстивые? (Голубушка, как хороша!). Этот заголовок и запишем.
- Что самое главное в четвертой части? (ворона обрадовалась и каркнула).
- Какие слова подойдут для заголовка? (Ворона каркнула во все воронье горло).
- Чем закончилась история? (лиса забрала сыр и убежала).
- Какие слова возьмем? (С ним была плутовка такова).
5. Чтение басни по плану. Учащиеся дважды по очереди читают отрывки басни в соответствием с планом.
6. Выразительное чтение басни. Двое хорошо читающих учеников читают басню с выражением, соблюдая паузы на знаках препинания и делая логические ударения.
7. Итог урока и домашнее задание.
- Какие людские недостатки высмеивал Крылов в этой басне? (ложь ради выгоды, глупость и чрезмерная доверчивость).
Дома вам нужно выучить басню наизусть.