Найти тему
Дейли Днайв

Олды на месте? Lords of the Realm II: Total War был не первым

Оглавление

Можно подумать, что серия Total War является первопроходцем в жанре тактических стратегий (TBS/RTS). Она, пожалуй, является самой успешной, и той, что дожила до сегодняшних дней, но никак не первой.

А вот одной из первых, на тактическом попроще, пировала Lords of the Realm. Игра очень интересная, но говорить я про нее не буду. Про первую часть. Потому что играл я только в Lords of the Realm II, или "Властители Земель 2", как у нас перевели эту игру. Есть еще вот такой вариант: "Властелины царств 2". А мы будем сокращать ее до LoR2.

Игра, от 1996 года, вмещает в себя все то, за что мы любим серию Total War: пошаговую скрупулёзную экономику с дипломатией и тактические битвы в реальном времени. Разберем каждый сегмент, по очереди.

Властелины экономики

Чего-чего, а размаха серии Total War, с ее огромной картой и большим количеством провинций, LoR2 позволить себе не могла. Мы играем отдельные сценарии, где сложность определяется количеством врагов и количеством сегментов, на которые поделена карта. И если, поначалу, когда деление идет на 4-6 сегментов, провинции выглядят достаточно большими, то ближе к финальным сценариям, когда карта делится на двадцать кусков, ваше графство будет не больше чем детская площадка возле подъезда. Ничего не поделаешь - что-то мощности компьютеров того времени позволяли, а что-то еще не позволяли, как, например, гигантизм при сохранении красивой картинки.

Карта называется "Германия". Перед вами Силезия, ваше начальное графство. Серые линии - это границы. Теперь ты понимаешь, как тесно жили феодалы в средневековье: и в туалет не выйти по малой нужде, чтобы тебя не заметил рыцарь из соседнего графства
Карта называется "Германия". Перед вами Силезия, ваше начальное графство. Серые линии - это границы. Теперь ты понимаешь, как тесно жили феодалы в средневековье: и в туалет не выйти по малой нужде, чтобы тебя не заметил рыцарь из соседнего графства

Кстати, картинка в игре 1996-го года, великолепна! Игра цепляла, начиная с главного меню - так все стильно отрисовано. Меня вводило в экстаз окно казарм где мы нанимаем воинов (и они медленно шествовали по коридору, выхватывая свое оружие), и экран торговца. Вы только гляньте на эту коровку, которая протягивает свою мордочку - ну разве не умилительно?

Экран, где вы орете: "Мстители, общий сбор!"
Экран, где вы орете: "Мстители, общий сбор!"
Экран торговца. Идеальный рисунок, который даже сейчас я узнаю из тысячи. Бозе, люблю эту коровку
Экран торговца. Идеальный рисунок, который даже сейчас я узнаю из тысячи. Бозе, люблю эту коровку

Вначале, под нашей управой всего одна провинция, но потом мы завоюем новые земли. А если мы не завоюем, то это сделают наши соседи. В каждом своем графстве, нам необходимо следить за жизнью замечательных людей крестьян, чтобы они не передохли. Ни в коем случае нельзя относиться к своим подданным пренебрежительно, ведь, в конце концов, они же не виноваты, что роились не феодалом. Кстати, а что вы за феодал? В общем, крестьяне приносят все основные ресурсы: еду, камень, железо, дерево, а еще и налоги. Кстати, налоги нужно увеличивать, что не прибавит вам авторитета. Если прикинуться шерифом Ноттингема, и драть с людей три шкуры, то большая часть общества превратится в робинов гудов и поднимет восстание против вас, после чего провинция будет утеряна. Так что, как писал Ленин: "Лучше меньше, да лучше" - чуть меньше налогов, но больше грамотного распределения людских ресурсов. Ключевая фраза "грамотное распределение", потому что каждый ход в игре равен одному сезону. А лето - это не зима, и не потому что я кэп, а потому что зимой холодно, нечего есть, и можно легко отъехать от всех бед и невзгод. Поэтому, сани нужно готовить с лета, или даже с весны: готовить поля для распашки, сеять, а по осени собирать урожай пшеницы, на который мы будем жить в холодные времена. Если что, нямку вам принесут и коровки, но для скотоводства нужно очень-очень-очень много крестьян. Кстати, всю эту хитрую комбинацию с посевой, распашкой, заготовкой полей, и чтобы потом половина населения не вымерла зимой, я так и не выучил. Но ничего, если у вас дела идут хорошо, то все равно начнется засуха, или наводнение, или чума, чтобы вы вспомнили как сейчас сладко живется.

-5

Вот с чем я всегда отлично справлялся, так с добычей пива: славный алкогольный напиток можно купить только у странствующего торговца, который периодически мотается по графствам. Вырастить хмель и солод, чтобы пивка для рывка дернуть, не получится, так как секрет данного алкогольного напитка ведают только торговцы. У него же, торгаша, можно что-то лишнее продать, или даже купить все необходимые ресурсы, лишь бы денег с налогов хватило. Однако грамотный лорд, который прошел курсы менеджмента в местном приходе, и был благословлен всевышнем, сам может прекрасно добыть и камень, и железо, и дерево. А зачем? Железо и дерево нужны для создания вооружения и снабжения армии, а камень и дерево - для возведения крепости.

-6

Успешный феодал (мы так и не узнали, что вы за феодал) должен демонстрировать всему миру, что он богат, и с ним лучше не связываться, а для этого подойдет большой замок. Всего в игре можно построить пять типов замков: от простого частокола, до полноценной каменной бестии. Замки усиливают защиту города от нападения и увеличивают приход налогов. Так что, может не ради защиты, но ради денег эти укрепления стоит возводить... хотя и дорого, зараза.

-7

Властелины тактики

Однако не стоит забывать, что экономика является подпиткой для войны. Без крепкой армии и полководческих талантов, не обрести вам богатства в царстве земном. Армию мы собираем из своих крестьян, или из наемников, которые периодически приходят к вам наниматься. Собственная армия дешевле в содержании, но для ее найма вам требуются "инструменты": луки, мечи, копья и т.д. - все то, что вы произвели или купили у торговца. Самые дорогие - это рыцари, которым и меч и доспех подавай. Легче всего вооружить полк крестьян, потому что для них никакого оружия не надо, но и дерутся они не сильнее чем в Героях Меча и Магии, так, пушечное мясо. Будьте осторожны, если вы попытаетесь забрать на войну всех, надеясь что оставшиеся сами себя воспроизведут - рискуете нарваться на недовольство и бунт. С наемниками проще, и там иногда могут приходить очень крепкие ребята, но тогда вы оставите у них весь свой золотой запас.

-8

Когда воины сталкиваются, появляется окошко с общим обзором двух армий и предложение выйти раз на раз. Можно, конечно, и трусливо убежать, или доверить битву компьютеру.

Сражение, схематично, напоминает оное из серии Total War, и после Warcraft 2, смотрелось для меня дико. Ну ладно, графика была не такой красочной, и солдаты выглядели несколько безлико, но зато, LoR2 позволял управлять сотнями юнитов разом! Конечно, все они на экране не умещались, но образовывали стеки по несколько десятков человек в отряде, создавая ощущение масштаба.

В отличие от того же Warcraft 2, тактика прямого закликивания армии врага, с шашкой наголо (вы начинаете битву по разные стороны экрана), не принесет никакого успеха. Здесь уже видны многие механики, которые в итоге перейдут в серию Total War: отряды по принципу "камень-ножницы-бумага", правильные построения, грамотное применение конницы, пехоты и лучников, заходы в тыл, отвлечение отрядов врага и т.д. То есть, на поле боя надо думать, благодаря чему, даже меньшим количеством воинов (а иногда в два раза меньшим), можно взять не вывозимую битву. Ландшафт вам очень поможет, и, например, если есть мостик через реку, то грамотная его оборона уже будет являться ключом к победе.

-9

Но вот когда враг построил себе дом, который не построил Джек - тогда другое дело. Прежде чем нападать на крепость, вашему отряду нужно будет несколько ходов посидеть в осаде, конструируя из местного лего осадные орудия, и страдая от боевого поноса (хотя, во время осады, потерь не будет). Осадные орудия, например таран, помогут пробить ворота крепости. А иначе внутрь никак не зайдешь, и вражеские лучники, вместе с кипящим маслом, угостят вас гостинцами. Кстати, о кипящем масле. Горшок, в котором что-то бурлит, является отдельным юнитом в крепостях, и шарашит сверху не просто маслом, а настоящим напалмом, который уничтожает все живое. Поэтому, нормальный полководец сначала "снимет" со стен эти горшки. У некоторых крепостей есть ров с водой, но без аллигаторов, что усложняет подходы - придется ломиться только с парадной.

-10

А что делать, если у вас армия небольшая, но нагадить врагу хочется? Хе-хе-хе... можно просто уничтожить его экономику. Солдаты, проходя по фермам, оставляют после себя выжженную землю. Главное смотрите, чтобы вас не догнали и не заставили ответить за свой свинский поступок. Да и соперник, который еще не успел объявить вам войну, на такие деяния может обидеться и утвердить против вас крестовой поход. Кстати, а против кого мы сражаемся?

Властелины дипломатии

В LoR2 четыре противника: рыцарь, барон, епископ, графиня. Открываются они все постепенно, не с первой карты. Мой любимый сценарий - Роза, и там мы играем всего против двух: барона и рыцаря. У каждого из соперников есть свой стиль игры, например, рыцарь - настоящее быдло, который понимает только грубую силу, а епископ хитрый жук, действующий коварно и завуалированно.

-11

В игре не зря введена функция дипломатии, которая позволяет умасливать соперников и заключать с ними временные союзы, или объявлять войну. Временные союзы, потому что никто не будет с вами долго и навсегда, кроме ваших любимых крестьян... и те желают по любому поводу устроить бунт, нельзя даже налоги на процентик поднять. Так что, все союзы стоит расценивать как временную передышку, пока вы бьете другого врага. Правда компьютерные соперники думают точно так же, и в любую секунду могут вас предать.

Отдельного упоминания заслуживают тексты, которые вы отправляете своим недругам. Например, когда вы пытаетесь кого-то оскорбить, то непременно скажете что-то про его маму. Эх... что-то вечно: вспомнил свои игры в DOTA 2 и прослезился. Кстати, я не шучу, вот дословный текст:

-12

Враг обязательно ответит, пожелав вам вечно гореть в аду, или что-то в этом роде. Периодически, соперники будут слать вам всякие "приятные" пожелания и запугивающие речи. Любопытно, но любое сообщение, адресованное врагу или союзнику, можно написать вручную. Тут может возникнуть диссонанс, если в сообщении с комплиментом, вы вручную напишете что-то вроде: "Ах ты, пес смердящий!", а противник ответит: "Мне еще никто никогда не говорил столь приятных вещей". Но, в любом случае, дипломатией обязательно нужно пользоваться, чтобы разом не воевать на несколько фронтов. А главной задачей любого сценария, является победа над каждым из соперников, и его жестокое умерщвление.

-13

Кстати, а кем является главный герой? Получается, что он ни рыцарь, ни барон, ни епископ, и ни граф. А кто? Выбор не велик: герцог, или дофин/кронпринц. Хотя может он быть и пешкой помельче, вроде маркиза.

Lords of the Realm 2 был и остается для меня единственным Total War, которому я уделил изрядное время. Так уж вышло, что настоящий Total War не зашел мне, по ряду причин, в том числе из-за своей загруженности событиями и возможностями для игрока. Это ни в коем случае не говорит о том, что игра плохая, наоборот, показывает насколько я не способен выучиться чему-то новому. Но не стоит забывать свои истоки, тем более, что эти истоки достойны исторической памяти, и, стало быть, места в музее. Пусть геймеры знают потомков, что дали дорогу серии Total War.