Найти в Дзене
Автозавод NN

30 лет Газели

20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгороде сошла первая серийная Газель. За тридцать лет выпущено свыше 2 млн машин под этим брендом. С начала продаж и по сегодняшний день Газель является безусловным лидером в своем классе, занимая около 60% российского рынка легких коммерческих автомобилей. Машина стала настолько популярной, что именем Газель в России зачастую называют весь класс легких коммерческих автомобилей!

В июле исполняется 30 лет с начала серийного производства автомобиля Газель. За прошедшие годы машина прошла три смены поколений. Но в ходе всех модернизаций неизменными оставались лучшие черты бренда: практичность, функциональность, лучшая стоимость владения в своем классе, надежная рамная конструкция, приспособленность к интенсивной эксплуатации. В настоящее время Горьковский автозавод выпускает несколько семейств Газелей: NN, NEXT, City, Бизнес. Все вместе они представляют полный спектр легких коммерческих автомобилей для грузовых и пассажирских перевозок, для малого и среднего бизнеса, строительства и коммунального хозяйства, фермерских хозяйств, а также медицинских, образовательных и социальных учреждений.

Один из первых поисковых эскизов перспективной «полуторки», которая в тот момент еще даже не имела собственного имени (1989 г.)
Один из первых поисковых эскизов перспективной «полуторки», которая в тот момент еще даже не имела собственного имени (1989 г.)

Со времен первой «полуторки» ГАЗ-АА, производство которой было начато в 1932 году, в стране не выпускалось автомобилей грузоподъемностью 1,5 тонны. Несмотря на то, что потребность в таких машинах в экономике страны ощущалась достаточно остро, неповоротливость советской плановой экономики не позволила за 60 следующих лет создать и освоить в производстве маневренный и экономичный автомобиль такого класса. Грузы даже небольшого объема перевозились на среднетоннажных грузовиках, что вело к высоким транспортным и топливным издержкам. В конце 1980-х годов, вскоре после начала Перестройки и переориентации на рыночную экономику, потребность в небольших грузовиках стала особенно очевидной. Государственные и плановые учреждения СССР рассматривали в качестве базового предприятия для разработки и освоения такой машины сразу несколько заводов. Однако только Горьковский автозавод с его огромным производственным и конструкторским потенциалом смог в этот непростой для страны период освоить выпуск новой модели.

В «Греческом зале» УКЭР ГАЗ идет работа над пластилиновым макетом будущей «полуторки». На кабине одновременно прорабатываются два альтернативных варианта дизайна машины, а сам проект пока еще имеет индекс ГАЗ-3750 (1989 г.)
В «Греческом зале» УКЭР ГАЗ идет работа над пластилиновым макетом будущей «полуторки». На кабине одновременно прорабатываются два альтернативных варианта дизайна машины, а сам проект пока еще имеет индекс ГАЗ-3750 (1989 г.)
Первый макетный образец «полуторки» ГАЗ-3302 вышел на испытания в декабре 1990 года
Первый макетный образец «полуторки» ГАЗ-3302 вышел на испытания в декабре 1990 года

В 1988 году в Горьком приступили к разработке собственной концепции новой «полуторки». Первый опытный образец успели сделать еще в 1990-м, а на образцах 1992 года уже сформировался привычный образ будущей серийной машины. Дебют предсерийной линейки полуторатонных автомобилей состоялся в августе 1993 года на II Московском международном Мотор-шоу. Массовое производство было освоено в рекордно короткие сроки: уже 20 июля 1994 года с конвейера Горьковского автозавода сошла первая Газель – бортовой грузовик ГАЗ-3302.

В 1991 году на заводе собрали автомобили ГАЗ-3302 первой опытной серии, которые уже предназначались для полноценных испытаний. Эти экземпляры пока еще имели множество серьезных отличий от будущих серийных машин как по конструкции, так и по дизайну. У них иные размеры оконных проемов, иная высота кабины, иная форма капота и крыльев. Даже колеса пока еще 15-дюймовые вместо 16-дюймовых
В 1991 году на заводе собрали автомобили ГАЗ-3302 первой опытной серии, которые уже предназначались для полноценных испытаний. Эти экземпляры пока еще имели множество серьезных отличий от будущих серийных машин как по конструкции, так и по дизайну. У них иные размеры оконных проемов, иная высота кабины, иная форма капота и крыльев. Даже колеса пока еще 15-дюймовые вместо 16-дюймовых
Привычный образ классической Газели сложился на образцах второй опытной серии в 1992 году. На фото – промтоварный фургон ГАЗ-33022
Привычный образ классической Газели сложился на образцах второй опытной серии в 1992 году. На фото – промтоварный фургон ГАЗ-33022
А в 1993 году уже было готово целое семейство перспективных «полуторок»! На этом фото представлены опытные образцы третьей серии в вариантах грузовика с полным приводом (ГАЗ-33027), базового 1,5-тонного грузовика с задним приводом (ГАЗ-3302), реанимобиля (ГАЗ-27051), оперативного милицейского автомобиля (ГАЗ-27052) и микроавтобуса (ГАЗ-3221)
А в 1993 году уже было готово целое семейство перспективных «полуторок»! На этом фото представлены опытные образцы третьей серии в вариантах грузовика с полным приводом (ГАЗ-33027), базового 1,5-тонного грузовика с задним приводом (ГАЗ-3302), реанимобиля (ГАЗ-27051), оперативного милицейского автомобиля (ГАЗ-27052) и микроавтобуса (ГАЗ-3221)

Главным разработчиком ГАЗ-3302 был ведущий конструктор грузовых автомобилей Владимир Леонидович Четвериков, дизайн машины разработали Станислав Витальевич Волков и Владимир Иванович Фузеев. Удачное название – Газель – предложил Владимир Никитич Носаков, в то время заместитель главного конструктора завода. Огромный вклад в создание Газели внес главный конструктор предприятия Юрий Владимирович Кудрявцев.

Практичная и недорогая, Газель не имела аналогов в России и позволила обновить транспортный парк страны на этапе перехода к рыночной экономике. Газель дала мощный импульс развитию отечественного малого и среднего бизнеса, позволила решить проблему городских пассажироперевозок, обновить парки медицинских учреждений. В крупных и малых городах, в мегаполисах и в сельских поселениях, на федеральных трассах и на бездорожье – по всей России и в странах СНГ Газель стала универсальной машиной для бизнеса, здравоохранения, коммунального хозяйства, городских и социальных пассажироперевозок.

Сборка Газелей первого поколения на главном конвейере Производства грузовых автомобилей Горьковского автозавода (1994 г.)
Сборка Газелей первого поколения на главном конвейере Производства грузовых автомобилей Горьковского автозавода (1994 г.)
Битопливная модификация Газели первого поколения ГАЗ-33025, способная работать на бензине или сжиженном нефтяном газе – пропане (1995 г.)
Битопливная модификация Газели первого поколения ГАЗ-33025, способная работать на бензине или сжиженном нефтяном газе – пропане (1995 г.)
С декабря 1995 года в производство пошли цельнометаллические Газели-фургоны ГАЗ-2705
С декабря 1995 года в производство пошли цельнометаллические Газели-фургоны ГАЗ-2705
А серийные микроавтобусы завод начал выпускать с января 1996-го. На фото – модификация «Маршрутное такси» ГАЗ-322132 с салоном, рассчитанным на перевозку 13 пассажиров
А серийные микроавтобусы завод начал выпускать с января 1996-го. На фото – модификация «Маршрутное такси» ГАЗ-322132 с салоном, рассчитанным на перевозку 13 пассажиров

Оптимальная грузоподъемность 1,5 тонны, исключительная маневренность, которая имеет большое значение в городских условиях, надежная рамная конструкция, возможность разнообразной планировки салона и установки огромного количества надстроек, оптимальная цена и быстрая окупаемость – слагаемые успеха автомобилей Газель. По мере изменения спроса со стороны потребителей автомобиль менялся, появлялись новые модели и модификации. В июне 1995 года был собран первый серийный полноприводный автомобиль ГАЗ-33027, в декабре – цельнометаллический фургон ГАЗ-2705, в 1996-м начался выпуск микроавтобусов. В 2003 году был модернизирован интерьер и внешний вид автомобилей, изменена компоновка подкапотного пространства, применена новая светотехника.

В 2003 году Газели подверглись первой серьезной модернизации, получив новое оформление интерьера и экстерьера кабины. Практически в то же время поменялась конструкция бортовой платформы, которая стала более долговечной и технологичной. На фото – модификация ГАЗ-330273 с двухрядной кабиной и полным приводом
В 2003 году Газели подверглись первой серьезной модернизации, получив новое оформление интерьера и экстерьера кабины. Практически в то же время поменялась конструкция бортовой платформы, которая стала более долговечной и технологичной. На фото – модификация ГАЗ-330273 с двухрядной кабиной и полным приводом
С 2007 года пассажирские Газели стали серийно выпускаться в новой модификации – так называемой школьной, предназначенной для перевозки детей. Эти машины, помимо соответствующей цветографической схемы окраски кузова, отличались наличием ремней безопасности на всех сиденьях, полок для рюкзаков в салоне и ограничителя скорости (60 км/ч). На фото – полноприводная версия ГАЗ-322171
С 2007 года пассажирские Газели стали серийно выпускаться в новой модификации – так называемой школьной, предназначенной для перевозки детей. Эти машины, помимо соответствующей цветографической схемы окраски кузова, отличались наличием ремней безопасности на всех сиденьях, полок для рюкзаков в салоне и ограничителя скорости (60 км/ч). На фото – полноприводная версия ГАЗ-322171

Важным этапом обновления семейства стал выпуск в 2010 году модернизированной Газели Бизнес. В автомобиль было внесено около 200 конструкторских и технологических изменений, основные из них коснулись рулевого управления, тормозов, подвески, интерьера кабины. Внедренные улучшения позволили увеличить ресурс и предложить покупателям более выгодные условия гарантии. Также в 2010 году на автомобили начали устанавливаться дизельные и газобензиновые двигатели. Автомобили Газель Бизнес выпускаются и сегодня, пользуясь заслуженной популярностью за неприхотливость и доступную цену.

В феврале 2010 года началось серийное производство глубоко модернизированных автомобилей Газель Бизнес. В очередной раз обновились интерьер и экстерьер кабины, но главное – эти машины вобрали в себя огромное количество технических изменений и улучшений, позволивших значительно увеличить надежность, долговечность и комфорт. На фото – бортовые грузовички ГАЗ-3302
В феврале 2010 года началось серийное производство глубоко модернизированных автомобилей Газель Бизнес. В очередной раз обновились интерьер и экстерьер кабины, но главное – эти машины вобрали в себя огромное количество технических изменений и улучшений, позволивших значительно увеличить надежность, долговечность и комфорт. На фото – бортовые грузовички ГАЗ-3302
С лета 2010 года Газели Бизнес стали оснащать дизелями Cummins ISF 2.8, что сделало эти машины еще более популярными
С лета 2010 года Газели Бизнес стали оснащать дизелями Cummins ISF 2.8, что сделало эти машины еще более популярными

Самые важные изменения, которые ознаменовали смену поколений нижегородских «полуторок», произошли в 2013 году, когда стартовало серийное производство принципиально нового автомобиля – Газели NEXT. В его конструкции сочетаются современные технические решения, высокий уровень активной и пассивной безопасности, отличная эргономика рабочего места водителя. Высокий ресурс, увеличенная до трех лет или 150 тыс. км гарантия, самая низкая стоимость технического обслуживания, существенный ценовой отрыв от конкурентов обеспечили автомобилю лучшую стоимость владения в своем классе и сделали NEXT лучшим предложением на рынке. Среди технических особенностей нового автомобиля – независимая передняя подвеска, реечное рулевое управление, просторная кабина из оцинкованной стали, расширенная бортовая платформа.

Газель NEXT появилась в 2013 году и быстро стала самым популярным малотоннажником на российском рынке
Газель NEXT появилась в 2013 году и быстро стала самым популярным малотоннажником на российском рынке
В семействе Газель NEXT, помимо привычных цельнометаллических, появились версии микроавтобусов с более высокими и просторными каркасными кузовами. Такие машины как нельзя лучше подошли для использования в качестве маршрутных такси, а потому до сих пор пользуются спросом у перевозчиков
В семействе Газель NEXT, помимо привычных цельнометаллических, появились версии микроавтобусов с более высокими и просторными каркасными кузовами. Такие машины как нельзя лучше подошли для использования в качестве маршрутных такси, а потому до сих пор пользуются спросом у перевозчиков

Работа над новыми моделями на Горьковском автозаводе продолжается в соответствии с актуальными тенденциями развития рынка. Вслед за бортовым грузовиком Газель NEXT были выпущены грузопассажирская версия с двухрядной кабиной и каркасный автобус, цельнометаллический фургон и новые микроавтобусы в нескольких модификациях, сотни вариантов спецтехники для различных видов бизнеса, экспортные версии машин для различных рынков. Позднее в семействе Газель NEXT появились грузовой фургон и микроавтобус со сверхдлинной колесной базой и увеличенной до 4,6т полной массой: их продажи стартовали в 2019 году.

Одна из самых популярных модификаций тяжелой версии Газели NEXT полной массой 4,6 т – микроавтобус на 22 пассажира
Одна из самых популярных модификаций тяжелой версии Газели NEXT полной массой 4,6 т – микроавтобус на 22 пассажира

В 2020 году на предприятии начали выпускать уникальную для рынка пассажирских перевозок модель Газель City – микроавтобус, расширяющий безбарьерную среду. Пассажировместимость этой машины может достигать 22 человек. Функция снижения высоты пола при подъезде к остановке за счет регулируемой пневмоподвески и широкая двойная дверь увеличивают скорость пассажирообмена и позволяют беспрепятственно попасть в салон людям с ограниченными возможностями передвижения.

Газель City с низким уровнем пола и пневматической задней подвеской – уникальное предложение, не имеющее аналогов на российском рынке микроавтобусов
Газель City с низким уровнем пола и пневматической задней подвеской – уникальное предложение, не имеющее аналогов на российском рынке микроавтобусов

В мае 2021 года стартовало серийное производство Газели NN. Это коммерческий автомобиль нового поколения, который ознаменовал переход от аналоговой к цифровой модели управления. Теперь всеми системами машины управляет электронный блок, который напрямую взаимодействует с тормозной и рулевой системами, освещением, звуковыми сигналами и др. В основу концепции автомобиля легла идея создания максимально комфортного и информативного рабочего пространства. Газель NN получила новый интерьер кабины, который включает подрессоренное водительское сиденье с регулировками по 18 направлениям, мультимедийную систему с 9-дюймовым экраном и принципиально новым интерфейсом.

Бесключевой запуск двигателя обеспечивает дополнительное удобство, а электронное управление стояночным тормозом не только повышает эффективность работы узла, но и увеличивает свободное пространство кабины. Яркие светодиодные фары обеспечивают прекрасную освещенность дороги в любую погоду.

Новая страница в истории «полуторки» – автомобили семейства Газель NN, которые выпускаются с 2021 года
Новая страница в истории «полуторки» – автомобили семейства Газель NN, которые выпускаются с 2021 года
С 2023 года, после начала производства автомобилей Соболь NN, в семействе Газель NN тоже появилась версия фургона и комби с уменьшенной высотой крыши и односкатной ошиновкой заднего моста
С 2023 года, после начала производства автомобилей Соболь NN, в семействе Газель NN тоже появилась версия фургона и комби с уменьшенной высотой крыши и односкатной ошиновкой заднего моста

Следом в Нижнем Новгороде начался выпуск первого российского коммерческого электромобиля Газель e-NN. На единой электроплатформе создана полная линейка электротранспорта: бортовые грузовики, микроавтобусы, фургоны и различные варианты специальной техники на их базе. В 2024 году стартовало производство первого в России низкопольного электрического микроавтобуса Газель е-City.

Электромобили Газель e-NN выпускаются с любыми типами кузовов: бортовой грузовик, промтоварный фургон, цельнометаллический фургон и микроавтобус, причем грузовые версии могут иметь как однорядную, так и двухрядную кабину. Предусмотрены два варианта аккумуляторных батарей, способных обеспечить запас хода не менее 120 или не менее 170 км
Электромобили Газель e-NN выпускаются с любыми типами кузовов: бортовой грузовик, промтоварный фургон, цельнометаллический фургон и микроавтобус, причем грузовые версии могут иметь как однорядную, так и двухрядную кабину. Предусмотрены два варианта аккумуляторных батарей, способных обеспечить запас хода не менее 120 или не менее 170 км
Низкопольный электробус Газель е-City, рассчитанный на перевозку от 12 до 14 пассажиров, выпускается с 2024 года. Запас хода – 150 км
Низкопольный электробус Газель е-City, рассчитанный на перевозку от 12 до 14 пассажиров, выпускается с 2024 года. Запас хода – 150 км

Автомобилям Газель нет равных в своем сегменте по количеству модификаций и вариантов спецтехники, среди которых – грузовые и грузопассажирские модели, цельнометаллические фургоны и комби, микроавтобусы с разным количеством мест, хлебные, промтоварные и изотермические фургоны, европлатформы, машины скорой помощи и школьные автобусы. Газели, единственные среди представленных на российском рынке легких коммерческих автомобилей, сегодня серийно производятся с пятью типами силовых агрегатов: бензиновым, дизельным, электрическим и двумя вариантами газобензиновых (использующих сжатый природный газ или сжиженный нефтяной газ).