Вопрос цены, бесплатности, платности, стоимости услуг часто очень ярко сияет и приводит к большому количеству трений и разногласий, тревоги и напряжения. Но лично меня эта фраза сильно раздражает. Потому что она в корне своём лжива и манипулятивна. Сейчас объясню.
Откуда есть пошла…Отыскать корни этой фразы мне не удалось. То есть, апеллировать к тому, что эта фраза была выдрана из контекста так же, как я это сделала в статье про выход из зоны комфорта, я не могу. Но я могу выявить, кто чаще всего использует эту фразу. И это будут люди, которые активно продают свои услуги, особенно, информационного характера и помогающих профессий. С одной стороны, это очень такая удобная и комфортная ступенька для того, чтобы себе помочь выработать ответ на запросы о бесплатной помощи в стиле «что тебе стоит?», я это допускаю.
Пока ещё хочется кого-то поспасать, невозможно выдерживать фрустрацию о том, что «я не всегда и не для всех хороший», но квартплата сама себя не оплатит, это достойный вариант. Но не лучше ли разобраться в корнях проблемы и раз и навсегда понять для себя, что не бесплатное не ценится, а, предоставляя такую услугу, вы помогаете не клиенту и не тому, кто обратился, а себе? Как вам такое?
Работа в группе. Важные аспекты
Инфобизнесмены часто продают свои услуги группам людей. Можно назвать это целевой аудиторией, можно контингентом, но, так или иначе, мы говорим о некоем направлении, где люди схожи по важным для ведущего признакам. Давайте рассмотрим самые распространенные.
Сито
Любому ведущему группы легче работать с людьми, близкими по, скажу так, менталитету. Что это значит и как мы будем этих людей выбирать? Конечно, первое сито — это тема нашего интереса, на какой проект мы набираем группу. Но это все еще очень разношёрстная аудитория. По возрасту, полу, образу жизни и мышления здесь будет много разногласий. А для обеспечения качественной работы группы нам нужно несколько сгладить эти моменты.
И следующим признаком мы выделим образ мышления. Каким образом? Транслируя свои убеждения через контент. Те люди, которым близко или по большей части близко то, что я пишу, придут ко мне в группу. Те люди, которым то, что я пишу не близко, либо пройдут мимо, либо будут ругаться в комментариях, продвигая мою статью или ролик. Спасибо им за это. 😅
Дальше финансовая часть. Стоимость продукта
Те люди, которые готовы заплатить ту или иную цену, для которых она не является слишком высокой или слишком низкой, для которых ценность продукта равна или выше указанной цены, придут на курс. А те люди, которым дорого, не смогут и не захотят этого сделать.
И так мы обеспечиваем себе комфортную работу с людьми, которым понятны наши ценности, подходы, образ мысли и образ жизни (образ жизни часто и во многом, но не во всём, определяется финансовой составляющей. Что я могу себе позволить купить или как я буду этого добиваться иначе).
А что дальше?
Дальше начинаются манипуляции и неэкологичные варианты продаж, а точнее, даже впихивания дорогого продукта тому, кто в нем не нуждается. Или нуждается, но не может его себе позволить. Создается искусственный спрос, возбуждается интерес до жажды обладания чем-то, что пока недоступно, даются обещания. И здесь мы видим всевозможное "бесплатное не ценится", "чем больше потратишь, тем больше заработаешь", "миллион на наставничество, чтобы просто побыть в моем поле" и прочая баламуть, которую транслируют не слишком добросовестные продавцы, а за ними повторяют уже и остальные люди, не понимая, что они говорят.
Но мы сегодня остановимся на моём любимом:
Бесплатное не ценится
Благотворительные фонды такие:
Смотрите, здесь есть два полюса. И оба они про манипуляции.
Итак, первый манипулятивный:- Здравствуйте, вы же психолог? Проконсультируйте меня быстренько, ну что вам стоит?
- Я не работаю бесплатно.
- Но у меня маленький вопрос...
- Любой маленький вопрос чаще всего выходит на большой процесс.
- Но у меня нет денег оплатить вашу услугу. А помощь мне нужна.
- В таком случае давайте я подскажу вам фонды, где оказывают такую помощь бесплатно или за низкую стоимость.
- Но я хочу именно к вам! Я знаю, что это эффективно, а кто мне в фондах попадется? Студенты или недоучки?
- Я не работаю бесплатно. Далее разговор не считаю возможным продолжать.
Здесь манипуляция клиента. Он хочет получить вашу услугу и ничего за нее не заплатить. Вы в силу своих внутренних качеств можете поддаться на его манипуляцию, которая дальше будет разрастаться, и вот уже вы недостаточно дали и виноваты во всех его бедах.
Это не "бесплатное не ценится". Это отсутствие открытого диалога, четких границ взаимодействия и договоренностей, контракта, кто что вносит и кто что получает. А еще — игра в спасателя и жертву. Вы в курсе, да, что там всегда появляется преследователь (он же агрессор)?
Еще круче эта игра разворачивается, когда просят за кого-то. "Ну, пожалуйста, помоги моей подруге. Она инвалид, у неё семеро детей, что они будут делать без мамы, если она умрет? Ей очень нужна твоя помощь!"
Давайте разложим. Просящий — спасатель. Верно? Подруга — жертва. Так? А какая роль отводится вам? А что там у нас осталось? Преследователь, конечно.
Пока подруга сама не решит, не примет однозначное решение, как ей жить, никто не сможет ей помочь, платно или бесплатно. Она не сможет взять. Нужно ее решение. А может быть она уже приняла решение. Вот оно такое. И не надо к ней лезть и ее спасать. Вы А) бессильны, Б) не знаете всего. Вы окажетесь крайней.
Взяла тут: krasnov.tv
А к просящему у меня важный вопрос: "Как это относится к тебе? Почему тебе важно спасти подругу?" Тут может возникнуть волна возмущения: "Как же так? Ведь дети, ведь она, ведь я..." И вот когда человек, который вот так хочет всех спасти, встретится, наконец, с тем, что это для него (или для неё), вот тут и открывается пространство для психологической помощи. Только не кому-то, а себе. Потому что, спасая кого-то где-то, мы всегда пытаемся спасти себя в какой-то ситуации, которая была в прошлом.
И вторая манипулятивная часть в этой истории — у продавца— Я мог бы поставить низкую цену на этот продукт, но я поставлю высокую. Потому что бесплатное и дешёвое не ценится, а чем больше вы заплатите, тем выше будет ваша вовлечённость и тем больше вы возьмёте моей бесценной информации и моего бесценного опыта.
Где здесь собака порылась?
Ведь человек и правда хочет и должен получать за свой труд достойную оплату, не занижая её. С этим как-то даже глупо спорить.
А вот где
Человек не может обосновать цену на свой продукт. Для самого себя не может. Он не совсем уверен в продукте или в цене. Где-то он сам не может соединиться с этой суммой. Но очень хочется получать много. Вот и пошло поехало. Не «мой продукт стоит столько-то, потому что вы получите вот это и вот это, для этого я сделал то-то и то-то: прошёл обучения, создал методологию, собрал информацию в удобный гайд и предоставил вам доступ на год и т.д. и т.п.», а «надо повышать чек на свои услуги, но для себя надо как-то это обосновать. Как? О! Хорошая тема: чем выше цена, тем вы больше от этого получите. А что там внутри, что за наполнение? Да не важно! По ходу разберёмся».
Ребят, качайте уверенность, работайте со своим синдромом самозванца, и вам не придется так низко манипулировать. Вы будете делать это осознанно, понимая, что, когда и зачем вы делаете и осознавая уместность этого процесса. А часто в этом и вовсе отпадает необходимость. Так жить гораздо легче!
Автор: Баранова Екатерина Евгеньевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru