Книгу я читаю не в первый раз и она нравится мне все больше и больше. Я все больше убеждаюсь, что она лучше "451 градус по Фаренгейту". Будет скорее рассуждение на тему, а не отзыв о книге.
Роман написан в 2001 г., в 2005 переведен на русский, но, на мой взгляд, он не теряет своей актуальности, а становится чем-то вроде предсказателя.
Хэнк Шапиро работает в БИИ (Бюро искусства и информации) и занимается сбором удаленных деятелей культуры (писатели, музыканты). Он ездит по адресам, которые ему скидывают на рабочую почту, забирает что-то у людей, выдает им деньги. Это что-то (книги, пластинки) он кладет в специальную сумку и в конце месяца на инвентаризации все из нее вытаскивает.
На одном визите ему сдали пластинку Хэнка Вильямса. Мистер Шапиро очень захотел ее послушать и, придя домой, достал ее из сумки, но слушать было не на чем. Волею случая Шапиро попадает в подпольный клуб, где ему находят проигрыватель (незаконно, естественно). С этого момента жизнь Хэнка Шапиро перевернулась окончательно.
Судьба свела его с Генриеттой (Генри), Индейцем Бобом (их было 77, но в книге показано всего несколько). Хэнк узнает правду об уничтожении произведений искусства.
Роман с элементами роуд-муви, если можно так выразиться.
Суть удалений заключалась в том, чтобы "обрезать дерево искусства" и не давать ему разрастаться. Удаляли вначале 1200 произведений в год, потом стали удалять все больше и больше или так казалось из-за того, что многих уже удалили и оставались уже знаменитые личности. Удаляли не просто само произведение одного автора, но и любые упоминания, а также удаляли из сборников (если в сборнике было примерно половина таких авторов, то удаляли весь сборник, т.е. многие авторы в данном случае попадали под раздачу просто так), удаляли репродукции и любые фото и видеоизображения таких произведений. Это напоминает современную культуру отмены.
Началась политика стирания искусства из-за того, что искусства стало слишком много. На мой взгляд, сейчас искусства слишком много и часть совершенно не несет какой-то пользы. Например, когда-то давно Джузеппе Санмартино сделал скульптуру "Христос под плащаницей". В живую эту скульптуру не видела, но фотки в интернете меня восхищают.
Сейчас делают скульптуры таташек (использую это слово, которое говорил мой племянник в 3 года, когда принципиально отказывался говорить К, но не всегда получалось).
Еще делают гиперреалистические скульптуры рожающей женщины.
Несколько лет назад ходила на выставку скульптуры и там был один экспонат - мужской половой орган в клетке. Я так и не поняла, что хотел сказать автор.
То же наблюдается в живописи, литературе, музыке. Я не говорю, что в современном искусстве все плохо, но некоторые экземпляры удивляют.
Вы знаете, что есть музей очень плохого искусства? Для того чтобы автор попал на выставку в этот музей нужно пройти жесткий отбор.
В книге еще упоминается интересный музей, в котором все экспонаты были невидимыми. В 2011 г. в Нью-Йорке открыли такой музей.
Еще в книге вскользь упоминается тема порчи произведений искусства. Там упоминается, что обливали краской картины. Сейчас такое тоже есть и до написания книги было. Музеи вывешивают копии или ставят картину под стекло, хотя не всегда из-за боязни, что картину испортят. И мы потом в музеях наблюдаем такое, а билеты стоят не 3 копейки, между прочим.
Зачем портить картину, например, не понятно. Мне кажется, что в моменте это, конечно, привлечет внимание к проблеме, за решение которой борются, но в долгосрочной перспективе будет так:
посетитель, сумасшедший, активист, преступник облил краской, кислотой картину, скульптуру
Потом будут описывать ущерб и произведенные работы по восстановлению и где-нибудь в конце, может быть, упомянут мотивы.
Из всех, кто портит произведения искусства еще хоть как-то можно понять голубей.
Как вы относитесь к современному искусству? Есть любимчики и те, кому, на ваш взгляд, не место в искусстве?