Бодаюсь я тут с одним френдом по поводу стоимости проезда в общественном транспорте.
Он все наседает, что цена за проезд должна быть выше, чем сейчас.
А я против повышения цены за проезд — потому что негоже обогащать и без того богатых людей, владельцев автобусных парков (у нас 23 компании владеют автобусами — из них только одна государственная), за счет самой бедной части населения (ну а кто у нас еще на автобусах ездит?)
Оппонент наседает: вот мол во всем цивилизованном мире проезд выше!
И тут мне пришло в голову проверить кое-что.
А именно — отношение стоимости поездки к минимальной зарплате.
Взяла я для примера Париж.
И вот что интересное выкопала.
Вбиваем стоимость проездного в Париже (например, недельного, от продавца Novigo): 18-22 евро.
Округляем до 20 евро.
Вбиваем среднее количество поездок на ОТ — 4 поездки в день, то есть 28 поездок за неделю (вообще-то поездок больше, но я взяла нижнюю планку).
И да, я знаю что даже самый дорогой — одноразовый — проездной билет там означает не одну поездку, а 75 минут — то есть, можно успеть прокатиться хоть на пяти автобусах на один билет. Но мне необходимо было высчитать именно количество поездок и, к счастью, такие данные гуглятся.
Проверяем стоимость одной поездки.
Она составляет 20/28 = 0,71 евро или 370 тг.
То есть это в 3,7 раз дороже, чем у нас в Алматы.
Однако минимальная зарплата во Франции составляет 1680 евро или примерно 800 тысяч тенге.
В то время, как у нас минималка составляет 80 тысяч тенге. То есть, разница в 10 раз.
Теперь составим пропорцию — узнаем, сколько должна стоить поездка при минималке в 80 тысяч тенге.
800 000 / 370 = 2162 поездки — столько поездок может совершить на свою зарплату человек, получающий минимальную з/п во Франции.
А теперь берем 80000 тг и делим на такое же количество поездок и получаем
80 000/ 2162 = 37
37 тенге — вот сколько должна стоить поездка по отношению к минимальной зарплате. И это самый максимум!
Потому что в реальности стоимость поездки там ещё ниже — во-первых, люди покупают месячные и годовые проездные билеты, что выходит ещё дешевле, во-вторых, ездят больше, чем 4 поездки в день, в третьих, там вообще немного по-другому устроена оплата проезда на ОТ.
Так что 37 тенге — это прямо предел.
А у нас 100 тг. (в российских рублях это примерно 20 р.)
И некоторые господа активно ратуют за то, чтобы поднять стоимость поездки в автобусе еще выше
А сколько у вас стоит проезд в автобусе?
_______________________
Еще почитать:
Рыночек, мухи и политэкономия в начальной школе
Зона некомфорта
Про ипотеку и левую символику
Подписаться на канал
________________________
UPD:
Только написала статью про чрезмерно завышенную цену проезда в общественном транспорте Алматы, как пришла новость, что поднимают тариф до 120 тенге — поднимают второй раз за несколько месяцев.
Совсем уху ели.