"Джигарханян убедителен, когда создает человека, чье нежелание показывать себя идет не от застенчивости, а от глубокой внутренней сосредоточенности. Актер дает возможность догадываться, сколь сложна организация чувств в его герое".
Читаем статью, опубликованную в 1971 году:
"Фильм «Здравствуй, это я!» познакомил миллионы любителей кино с незаурядным актером Арменом Борисовичем Джигарханяном.
Картина вышла в 1966 году и была шестой по счету в творческой биографии Джигарханяна, начавшего сниматься еще студентом Ереванского театрального института.
Он сыграл роль молодого рабочего («Обвал»), учителя («Перед восходом»), альпиниста («Двенадцать спутников»), зоотехника («Воды поднимаются»). По словам Армена Борисовича, фильмы были средние, некоторые просто слабые, Сыгранные им роли были скорее технической, чем творческой тренировкой перед «Здравствуй, это я!». Творческий разгон, если уж об этом говорить, дала, наверное, работа над ролью Ричарда III в Ереванском русском драматическом театре.
О чем картина «Здравствуй, это я!», в которой раскрылся талант Джигарханяна и которая остается одной из лучших его работ в кино? О верности науке, ее идеям, о верности в любви, о цельности личности. «Война и мир. долг и труд ученого, дружба, любовь, одиночество и его преодоление — вот круг вопросов, над которыми мне хотелось поразмышлять вместе с героями», — говорил автор сценария А. Агабабов.
Фильм драматурга А. Агабабова и режиссера Ф. Давлатяна вводит зрителя в среду ученых, в атмосферу научных поисков, знакомит с людьми, для которых каждый шаг жизни труден.
Это свободно построенное кинопроизведение имеет большую протяженность во времени — от начала войны до наших дней.
В суровом 1942 году двое молодых ученых — Артем Манвелян и Олег Пономарев (его играет Роллан Быков) спорят о космических лучах, о какой-то «мягкой компоненте». Ее открытие и обоснование должно принести огромную пользу человечеству. Ученый совет института не может удовлетворить просьбу Артема об организации высокогорной лаборатории: враг у стен Сталинграда. Олег и Артем не прекращают свою работу, она им необходима, для них главное — познание во имя глубинных интересов науки, а значит, и человечества.
Армен Борисович говорил, что надо было избежать опасности впасть в штамп «играть физика». К моменту создания «Здравствуй, это я!» уже выработались весьма многозначительные образцы.
В Артеме очень силен исследовательский дух ученого. Однако это качество не получает внешнего выражения. Вообще Артем равнодушен к внешнему, бросающемуся в глаза, показному. И Джигарханян, поняв, прочувствовав это, определил многое в индивидуальности своего героя.
Это было не так легко. Ибо нужно было создать не просто скромного, незаметного человека. Артисту предстояло незаметное сделать внутренне значительным. Яркость персонажа должна была стать очевидной наперекор внешнему поведению.
Такие-то сложные перекрестки и выясняют, на что способен актер. Джигарханян убедителен, когда создает человека, чье нежелание показывать себя идет не от застенчивости, а от глубокой внутренней сосредоточенности. Актер дает возможность догадываться, сколь сложна организация чувств в его герое.
В среде физиков, «теноров XX века», как шутит в фильме Пономарев (так же как и в любой другой интеллигентной среде), много людей, которые любят проявлять блеск своей личности, ума, ценят успех в обществе. Артем непохож на искрометного, непоседливого своего друга Олега. Артем чуток к юмору, умеет посмеяться. Но его не назовешь легким, смешливым.
В картине использован прием закадровой беседы автора с Артемом.
Этот диалог позволяет включить в ткань повествования раздумья о жизни. Если проследить характер закадрового диалога, то нетрудно заметить, что в основном говорит автор. Артем гораздо менее разговорчив даже здесь. «Для меня, — говорит Джигарханян, — герой наиболее активен, когда он мыслит. Взлет индивидуальности героя происходит в момент, когда зреют его намерения, а не когда они находят осуществление в действиях, пусть даже самых неожиданных».
Джигарханян умеет на экране мыслить, а не просто изображать мыслящего человека. Он способен передавать не только логический ход мысли, ее интеллектуальную насыщенность, но и эмоциональное напряжение мысли, мысли, помноженной на человеческий темперамент. Артем Манвелян в исполнении Джигарханяна мыслит быстро и тревожно. Мы постоянно ощущаем в его размышлениях груз пережитого, потерю любимого человека.
Ушла на фронт и не вернулась Люся, его первая любовь. Эту незажившую рану Артем проносит сквозь жизнь, и никакие радости и удачи не в силах залечить ее. Этот второй план едва уловимой грусти Джигарханян бережно доносит до нас.
Близкий, понимающий друг Пономарев говорит Артему: «Не тащите на себе груз прошлого». Артем Джигарханяна, может быть, и рад оставить этот груз, но для человека его склада память — основа души.
Воспоминания Артема о любимой выделены в фильме как бы в отдельную новеллу. Артем в этих сценах счастлив, молод. Ощущение полноты жизни, нежность, с которой он провожает взглядом Люсю в Нескучном саду, неизгладимо остается в памяти.
Джигарханян любит повторять слова своего театрального педагога А. К. Гулакяна: «Нужно в любой роли найти загадку и... не очень ее разгадывать».
Для Артема Манвеляна такой загадкой, сокровенным, как думает артист, была душевная боль человека, оказавшегося незащищенным перед бедой, его подстерегшей. В финале фильма сокровенное на секунду обнаруживается, когда Артем говорит Тане: «Я не могу больше терять».
Стоит к некоторым сценам повнимательнее приглядеться, и замечаешь существование этой психологической линии.
Проводы Заряна в Москву. Здесь Артем единственный раз довольно много говорит. Импровизированная компания в кафе на одной из ереванских улиц, где все друг друга знают. Артема просят сказать тост. Он слегка пьян: «Я пью за своего коллегу...» Какой-то гражданин в шляпе поправляет его: «друга». «Друга», — повторяет Артем осмысленно, без нажима, как человек, привыкший употреблять слова именно в том значении, для выражения которого они созданы, — «друга», — и добавляет: «с сегодняшнего дня».
Ясно, что он имеет в виду: Зарян несколько часов назад удивил его признанием, что переезжает в Москву из-за любимой женщины. Артем ошибся, поверив Заряну. Но это уже к делу не относится.
Сцена в доме у Пономарева. Олег кружится с Таней около магнитофона, беспрерывно шутит, несет чепуху. Артем смотрит на Олега. Взгляд человека, понимающего, что единственный друг смертельно болен, обречен. Впереди еще одна ужасная потеря. В этот момент нет слов, просто взгляд — слишком трезвый и горький для нетрезвого сейчас Артема. Половина лица артиста закрыта рукой с папиросой на неподвижные, особенные глаза поставлен «жесткий» свет. Этот недолгий план мог бы служить изобразительным эпиграфом образа Артема.
Как работает актер, как он добивается проникновения в суть образа, глубокой сдержанности, тонких психологических деталей, емкости образа?
Конечно, имеет значение и умный; сценарий и тонкая пластическая и режиссерская подача... Но не менее важна личность исполнителя. Актер определенные вещи может сделать только за счет собственных духовных сил, потому что то, из чего лепится образ, должно быть подлинное, не фальшивое.
Технические приспособления, приемы — это лишь необходимая часть актерского труда: Не менее важен — подсознательный процесс вживания, когда на помощь приходит жизненный опыт актера, его гражданские устремления.
Для Джигарханяна образцом актерской самоотдачи, беспощадности к себе, актерской честности была и остается Эдит Пиаф. «Работая, я стараюсь ничего не выдумывать, а пытаюсь вызвать знакомую по жизни эмоцию», — говорит Армен Борисович.
Фильм «Здравствуй, это я!» с успехом шел в двадцати шести странах. Он сделал Джигарханяна известным. По приглашению Московского театра имени Ленинского комсомола артист переехал в Москву. Режиссеры киностудии «Мосфильм» наперебой утверждают его на маленькие и большие роли. Приметное волевое лицо с восточными глазами мелькает в разных гримах и разных обличьях.
Из киноработ Джигарханяна последних лет наиболее интересна роль пятидесятилетнего кузнеца (мкртыча по-армянски), старшего среди мкрты- чей Уста Мукуча в картине режиссера Г. Маляна «Треугольник», которая, кстати, на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде в 1968 году получила одну из первых премий.
Эта работа ставила совершенно новые профессиональные задачи. Она, как говорит Армен Борисович, «сугубо национальная, сугубо характерная». Вслед за образом человека большого интеллекта, тонкой духовной организации, артист играет старого ремесленника, кряжистого, хваткого, армянина до мозга костей.
Много сил потрачено на поиски облика героя. Артист находит походку, руки человека, всю жизнь занимавшегося тяжелым физическим трудом. В обрисовке этих характерных признаков он скуп, тактичен, достоверен. Основное внимание вновь сосредоточено на внутреннем насыщении образа — широта взгляда на жизнь, мудрость, сдержанность. Уста Мукуч знает свое дело и знает себе цену. Он человек с чувством собственного достоинства. «У отца столько достоинства, что его хватит на всю республику», — говорит его сын Овик.
«Есть истины, которые не стареют, есть ремесла, которые не забываются, есть люди, высекающие огонь в душе других и заботливо поддерживающие его ровное, яркое пламя», — писал постановщик фильма Г. Малян. Вот что хотели сказать создатели этой хорошей картины и артист Джигарханян, играющий в ней главную роль,
О роли Артура Христиановича Арту- зова — начальника контрразведки ВЧК, которую сыграл Джигарханян в четырехсерийном телевизионном фильме режиссера С. Колосова «Операция «Трест», много писали.
В картине широко использованы кинодокументы, интервью с оставшимися в живых очевидцами тех далеких событий. Обилие кинохроники диктовало не только соответствующее изобразительное решение игровых эпизодов, но и стиль актерской работы, стиль игры «под хронику».
Из многочисленных исполнителей, занятых в картине, этот стиль оказался под силу двум актерам — Игорю Горбачеву, исполняющему роль Якушева, и Армену Джигарханяну — Ар- тузову. «Кажется, что эти артисты могут играть на улице со случайными прохожими, беря их в качестве партнеров», — писала «Литературная газета» в своей рецензии.
У Джигарханяна несколько изменивший его внешность грим, гугенотская бородка. Он играс; человека, конечно, умного и очень собранного. Тема фильма — операция ВЧК, в которой основное место занимали далеко рассчитанный план, точность анализа обстановки и характеров, психологическая тонкость исполнения.
Мне кажется, что литературное качество текста, диалог в сценах словесных поединков между Якушевым и Артуэовым, в результате которых один из руководителей ВЧК одерживает моральную и идейную победу над монархистом Якушевым, значительно беднее того, что сыграли два превосходных артиста.
Джигарханян смог сделать сцены трех допросов Якушева в первой серии ключевыми для всего происходящего в дальнейшем. Образ, созданный актером, — конкретный, но и собирательный одновременно. Убежденный, жестокий к врагам во имя прометеевой идеи революции — он из числа интеллигентов, отдавших себя полностью тяжелой борьбе за жизнь молодого Советского государства.
Армен Борисович снялся уже в четырнадцати картинах. Далеко не все его работы интересны и заслуживают подробного анализа. Режиссеры часто, приглашая Джигарханяна сниматься, рассчитывают, что пустоту образа может замаскировать личность актера, его обаяние. Он даже бессмысленные реплики произносит так, что они не кажутся глупыми. Но камуфляж быстро становится очевидным, и ничего, кроме досады, что тебя ввели в заблуждение, не испытываешь после просмотра таких произведений. Что ни говори, а нет мыслей в сценарии — не будет герой умным.
Целая галерея образов в театре и кино создана Джигарханяном — люди разных возрастов, разных темпераментов, жившие в разное время. Он владеет искусством перевоплощения. Но перевоплощение мастера никогда не бывает отказом от себя.
Мольер в пьесе Булгакова, Ричард III, режиссер Нечаев в пьесе «Снимается кино», Артем Манвелян, Уста Мукуч, Артузов, небольшая роль в фильме «Каратель». Во всех этих образах, какими бы Непохожими они ни были, есть общее — внутренняя сила, большие волевые качества. Эти черты трансформируются, но они всегда присутствуют, кого бы ни играл актер.
Армен Борисович склонен, если можно так сказать, к актерскому авторству. В процессе работы над текстом он активен, требователен. В фильме «Эхо далеких снегов» Джигарханян играет Костомарова — талантливого инженера, изыскателя железнодорожных трасс. В силу обстоятельств здесь воле артиста было предоставлено больше простора, чем обычно. Тут, пожалуй, самовыражение Джигарханяна наиболее полное.
Армен Борисович — актер, свободно владеющий техникой, умеющий создавать тонкий и жесткий, всегда достоверный психологический рисунок. Ему под силу сложные профессиональные и художественные задачи.
Можно только пожелать талантливому мастеру, заслуженному артисту Армянской ССР ролей содержательных, значительных (пусть их по количеству будет и меньше), ролей, которые позволяли бы ему раскрыть новые стороны дарования" (Сергиевская, 1971).
(Сергиевская И. Армен Джигарханян // Актеры советского кино. Вып. 7. М.: Искусство, 1971: 29-37).