Найти в Дзене

Немного мифов о лешем

Мифов о лешем много, поэтому остановится можно на самых интересных.

- Леший любит заманивать людей в чащу, потому что это весело, а в лесу лешему скучно. Но делается это, конечно же, не просто так, а в случае, если человек повел себя слишком непочтительно либо к хозяину леса, либо к самому лесу. Учитывая, что леший является лесным пастухом, то любое проявление непочтительности к лесным зверушкам, которых глупый охотник стреляет ради забавы, вызовет у лешего гнев и он запросто может придавить охотника стволом какого-нибудь тяжелого дерева, пока у того кишки из задницы не полезут, а может и лично явиться, чтобы влепить негодяю пощечину, причем след от этой пощечины не сойдет никогда. Называется он, кстати, меткой лешего и такого человека, как проклятого, обходили стороной, ибо считалось, что помеченный лешим – проклят и после смерти присоединится к лесному хозяину, где будет вечность прислуживать ему (а ты думал на том свете отдохнешь? ха, нет).

- Леший любит подсесть в облике случайного путника к костру и с удовольствием слушает байки, но если байки ему не понравятся или человек каким-либо образом спровоцирует лесного хозяина, то леший разбросает костер, а самого неудачливого юмориста заставит долго бродить по лесу, покуда тот не осознает что курсы по стендапу были лишними в его жизни.

- Немного можно сказать и о проклятьях, ибо крестьяне верили, что произнесенное со злобой «Чтоб леший тебя подрал\забрал», является призывом к тому, чтобы проклятого человека и в самом деле покалечил или забрал леший. Конечно, леший редко приходил лично за человеком. Он же не идиот, по селам ночью разгуливать. А вот стоило проклятому войти в лес, как он мог навеки в этом лесу и остаться, потому что его фактически пообещали лешему.

- В некоторых легендах фигурирует и лешачиха с лешачатами – жена и дети лешего. Живут они, чаще всего, в самой непролазной чаще леса, в крепкой избушке, где нехитро существуют, пока отец семейства шароебится по кустам и пугает охотников. Иной раз можно встретить упоминания о том, что лешачихой становилась проклятая или уведенная лешим в лес девушка, чаще всего некрещенная. Спасти её мог любой человек. Для этого ей надо было дать одежду и нательный крестик, таким образом вернув к живым людям. Но чаще всего лешачиха – полноправная жена лешего и выглядит соответственно. Высокая, сморщенная старуха с грудями до пяток, которые, ради удобства, закидывает себе на плечи, чтобы не мешали ходить. Лешачата же ответственны за эхо и детский плач, сбивающий с дороги путников и уводящий их вглубь леса. А там уже их ждет леший.

-2

- Люди до одури боялись лешего, поэтому частенько заключали с ним особые «договоры». Это могла быть обычная бумажка, на которой человек кровью писал свою просьбу не трогать его во время лесного промысла и помочь вернуться домой. На Пасху или в ночь на Ивана Купалу лешему приносилось первохрестное яйцо, хлеб и соль, или же первая добыча охотника. Считалось, что это способно умилостивить лесного хозяина и даровать удачу на охоте или в сборе грибов. Понятно, что такой договор следовало хранить в тайне, иначе исход предсказуем.

- Также леший любил похищать скотину или забирать ту, которая была ему «обещана» проклятием. Как ни странно, скотину можно было вернуть двумя способами: миролюбиво попросить лешего вернуть животное, преподнеся ему еды или небольшой подарок, или начать быковать и пообещать закрестить все тропинки и позвать на помощь святых. Чаще всего скотина выходила из леса, либо леший сообщал, что её сожрали, украли, или её вообще в этом лесу нет.

- Если же человек понимал, что блуждает по лесу битый час и не может выйти к людям, или же леший явно угрожал его жизни, то в ход шли методы борьбы с лешим. Простая молитва, крестное знамение или простой посыл нахуй, ибо леший, как и вся нечистая славянская сила, очень чувствителен к ругани и банально не выносит её.

- Вызвать лешего было непросто. Для начала человек был должен строго следовать различным знахарским ритуалам и в первую очередь отказаться от своей веры, сняв и закопав нательный крестик. После этого он шел в лес и принимался колдовать. Для одного вызова достаточно было срубить под определенным углом осину, или просто очертить круг и усесться в центре, поджидая лешего.

Интересное верование было связано и с цветком папоротника, который, будучи сорванным, позволял владельцу видеть то, что неведомо. В частности, всякую нечисть и того самого лешего. Особо смелые могли попытаться сорвать с головы лешего шапку и те, у кого это получилось, становились обладателями шапки-невидимки – особо ценного в славянской мифологии артефакта, позволяющего подглядывать в женской бане.

-3

Образ лешего нашел много отражений в современном искусстве. Фильмы, книги, видеоигры – его можно встретить везде, но все же, отправляясь в лес, ведите себя прилично.