Найти тему

Предначертание свершится

«Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы (Великий всадник, Грядущее)» — картина Николая Рериха, 1927
«Ригден-Джапо — Владыка Шамбалы (Великий всадник, Грядущее)» — картина Николая Рериха, 1927

«Давно ничего не рекомендовал из книг. Причина простая – занят был собственным творчеством, но это не говорит, что на моём письменном столе не лежит книга. Не только лежит, но и читается.

Автор молодой, интересный, по-своему распиаренный, поэтому с тревогой взялся за чтение. И честно говоря, захотелось прочитать, потому что уж больно хвалебные отзывы сыпались с разных сторон. Заказал, получил, прочитал.

Первое, что скажу – не пожалел. Книга необычная, к ней надо приспособиться. Когда-то в детстве меня взяли на сенокос. Конечно хотелось походить на взрослых. Мне дали косу, показали как надо ею орудовать, и как бы ничего сложного в косьбе нет, надобно лишь приловчиться, поймать темп. Не сразу, но у меня получилось, и главное, мне понравилось. Так и с книгой Алексея Небыкова – к ней надо приноровиться.

Второе. Мне нравится жанр – он не так часто встречается: рассказы, которые как сплетенные разноцветные бусы составляют именную шамбалу писателя Небыкова.

Третье. Автор сразу предупреждает, что его творение – это некий русский хтонический рассказ. Хтонь – нечто жуткое, вылезшее из под земли. Если кинуться в психоанализ, всё ужасное должно нас притягивать. Мне показалось, что Алексей Небыков создал нечто шамбалическое, а не хтоническое. Его герои с необычными именами (этим он меня покорил, потому что сам люблю яркие имена) в процессе своего «путешествия» проходят к определенному душевному равновесию. Они исполняют свое предначертание, своё провидение. «Предначертание свершится», – утверждает Великий магистр из фильма Рудольфа Фрунтова «Ларец Марии Медичи». Алексей Небыков не просто это утверждает, он к этому ведет свое неспешное повествование.

Четвертое. Язык повествования. Лапидарность повествования придаёт книге необходимую таинственность, к которой так стремится автор. Почему-то в голове всё время звучала фраза из Гарри Поттера: «Тьма сгущается». Во многом благодаря лаконичности фраз Алексею удаётся держать читателя в постоянном напряжении. Само повествование напоминает местами христианские псалтыри – потому что сказы Алексея неторопливы, местами даже чинные, при этом не чувствуется никакой затянутости, скучности текста. В музыкальной тональности текста слышится старинная органная музыка. В языковых оборотах сквозит, чуется мифологический славянизм. Он достигает цели – автор же пишет хтонический хоррор. Палитра словесных красок, которыми пользуется Алексей яркая и многогранная.

Критики утверждают, что в «Черном хлебе» есть интонации Андрея Платонова. Не люблю кого-то с кем-то сравнивать, потом по одной прочитанной книге – это сложно сделать. Для меня критерий один – я читал, мне нравилось, я получал от языковых экзерсисов удовольствие.

Пятое. Возникает естественный вопрос, получился ли хтонический рассказ у гроссмейстера Алексея Небыкова? Я – историк, мой отсыл к периоду Павла Первого, когда тот стал Великим магистром Мальтийского ордена. В деятельности ордена множество мистики, загадочности. Исходя из вышеизложенного, могу предположить, что Алексей Небыков – посланец, задача которого разобраться в душевной «тьме» героев книги, исполняющих не только своё предначертание, но ищущих смысл жизни.

Посланец выразил общий посыл всего повествования: «Главное в этой жизни – найти своих и успокоиться...»

– замечательный отзыв о моей книге от Анатолия Валевского, полностью читайте тут. Вот такие неожиданные читательские отклики, конечно, самые дорогие. Спасибо большое за такое убедительное и внимательное прочтение.

────────

Читайте русский хтонический рассказ в моей книге «Черный хлеб доро́г». На ваших глазах становится популярным новый жанр литературы смыслов. Приобрести сборник можно в главных столичных магазинах или по ссылке.

-2