Что будет с профессией водителя и дальнобойщика? Стоит ли боятся безработицы?
В июне прошлого года в России было запущено движение беспилотных грузовиков. За это время они проехали более 2 млн км и перевезли более 152 куб.м грузов.
Автопарк беспилотников только растет, а технологии грузоперевозок развиваются. Как будут работать грузовики и останутся ли рабочие места для водителей? Рассказываем о том, что нас ждет уже в ближайшем будущем.
Беспилотный «КамАЗ»: технические характеристики российского грузовика
На данный момент в эксплуатации находится две модели беспилотников — КАМАЗ-65119 «Арго» и КАМАЗ-6559 «Юпитер-30».
КАМАЗ-65119 «Арго» - четырехосный грузовик, три последних моста – ведущие и собраны в единый тридем, последний из мостов – поворотный. При хорошей маневренности получаем хорошую нагрузку для всех осей: лучше нагружается передняя ось и полностью загружается задний тридем. На первую ось приходится 9 т, на мосты тридема – 8 т, 8 т и 5,5 т. КАМАЗ снабжен дизельным мотором и автоматической коробкой передач.
Прицеп тридем (трехосный прицеп) — это тип прицепа для грузовых автомобилей, который имеет три или более оси.
Длина грузовика около 9 м, высота – 3,25 м. Грузоподъемность – 17,6 т. Что касается беспилотной системы, грузовик оснащен сенсорами-лидарами (используют лазерный луч), радарами и камерами, благодаря которым замечает препятствия за сотни метров и рассчитывает расстояния до объектов с точностью до сантиметров. Авто может передавать информацию по радиосвязи с другой беспилотной техникой.
КАМАЗ-6559 «Юпитер-30» — оснащен 6-цилиндровым двигателем с рабочим объемом 11,9 л. В автомобиле установлена гибридная трансмиссия с буферной батареей. Грузоподъемность до 30 т. Скорость движения — до 56 км/ч. Самосвал «Юпитер 30» имеет платформу, днище и боковины которой выполнены из стали увеличенной толщины. Благодаря обогреву кузова отработавшими газами двигателя обеспечивается эффективная разгрузка мокрого грунта в зимнее время. Объем платформы – 21,5 куб.м.
Оба отечественных грузовика работают под контролем человека. Сейчас уже разработаны модели без кабины для водителя, т.е. не предполагают контроля со стороны человека. По прогнозам экспертов такие авто (без контроля человеком), будут введены в эксплуатацию через 3 года.
Обозначение дорог для беспилотных грузовиков
Сейчас уже разработано несколько дорожных знаков для беспилотников, которые действуют как для легковых машин, так и для грузовиков.
Знаки и их обозначение слева направо:
- «Начало дорожного участка с участием беспилотного транспорта».
- «Конец дорожного участка с участием беспилотного транспорта».
- «Внимание, на участке беспилотные транспортные средства».
Также водители беспилотных автомобилей обязаны клеить значок в виде буквы «А» — это означает, что автомобиль беспилотный.
Беспилотные «КамАЗ» на дорогах РФ: первые результаты работы беспилотных грузовиков
Запуск беспилотников состоялся 14 июня 2023 года по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Петербургом. За это время грузовики совершили 160 рейсов, доставили более 10000 т грузов, проехали более 2 млн. км.
За все время перевозок автомобили ни разу не попали в ДТП. Скорость доставки увеличилась на 70%. В целом испытания грузовиков прошли успешно, только для некоторых грузовиков понадобится перестройка ПО для корректировки алгоритмов пути. В будущем грузоперевозчики надеются закрыть проблему с дефицитом водителей – сейчас дефицит кадров составляет 21%.
Также в будущем планируется расширить перевозки без водителей на регионы.
96 беспилотных грузовика «КамАЗ» появятся на дорогах России к 2026 году
К 2026 году планируется запустить беспилотники по трассе М-12 «Восток» Москва-Казань по Центральной кольцевой автомобильной дороге в Подмосковье (ЦКАД). Общее количество грузовиков при этом увеличится до 96 единиц.
К 2030 году беспилотные перевозки планируется организовать на 19,5 тыс. км. По данным Минтранса использование авто без водителей сократит затраты на топливо и издержки на зарплаты водителей.
Беспилотные грузовики: все «за» и «против». Беспилотники — угроза для водителей?
Преимущества беспилотных грузовых автомобилей:
- Увеличение скорости перевозок в среднем на 70%.
- Сокращение затрат на зарплаты водителей – иногда эта статья расходов доходит до 40%.
- Сокращение себестоимости груза.
- Повышение безопасности – машины хорошо распознают препятствия и заранее тормозят при возникновении препятствий. То есть, отсутствует человеческий фактор (снижения концентрация, усталость).
Недостатки использования беспилотных грузовиков:
- Безопасность. Несмотря на то, что машины хорошо обучены распознаванию объектов и дорожных знаков, многие аварии не происходят именно благодаря водителям. На дороге водитель периодически попадает в нестандартные ситуации, когда нужно даже нарушить правила, чтобы предотвратить ДТП. Человек берет на себя ответственность и делает маневры в пользу безопасного исхода событий. Научить машину так же выходить из опасных ситуаций почти невозможно, так как нельзя предугадать, что произойдет на дороге.
- Рабочие места. В ближайшем будущем это поможет устранить дефицит кадров. Впоследствии же беспилотники могут заменить подавляющую часть машин, но тогда около миллиона водителей России останутся без работы.
- Уголовная ответственность. Наказание за ДТП несут водители, управляющие транспортным средством или лица, ответственные за техническое состояние ТС. Кто будет брать ответственность в случае с беспилотником - пока не решено. Ведь авто может банально не распознать человека, который ремонтирует дорогу или меняет дорожный знак. Пока случаев с авариями, где был бы задействован беспилотник, не зафиксировано, и вопрос остается открытым.
Заключение
За время испытаний беспилотные ТС показали эффективную и качественную работу, которая по итогу превышает коммерческую эффективность транспортных средств с водителями.
Однако есть и свои нюансы: некоторые модели требуют доработок, испытания проводились только на одной трассе, поэтому неизвестно, как пройдут перевозки в других регионах, также не ясно, на сколько безопасно будет массовое использование авто без контроля водителями. Скорее всего, в далеком будущем беспилотники полностью заменят водителей, а пока такие авто лишь облегчают работу водителей и помогают сократить дефицит кадров.
Как считаете вы, беспилотные грузовики заменят водителей в ближайшем будущем? Пишите в комментариях, возможно вы назовете их недостатки или преимущества, о которых мы не сказали.
---------------------------------------------------------------------------------------------
Подписывайтесь на Автотягу, мы всегда делимся самой актуальной и полезной информацией для автовладельцев.
Также популярно среди читателей: