У большинства туристов есть одно свойство: самое интересное они часто не замечают. Во всяком случае, пока им гид не покажет. Например, множество туристов приезжают в Свияжск, но лишь малая их часть видит то, что является уникальной культурной ценностью. А многие и вовсе не знают, куда смотреть. Погуляют немного по острову, пообедают, и обратно на пароход.
Хотя некоторые более продвинутые знают, что Успенский монастырь в Свияжске включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но почему, и чем он уникален? Давайте попробуем разобраться, а заодно узнаем, на что именно там стоит посмотреть.
История Успенского монастыря начинается с похода Ивана Грозного на Казань. Свияжск был выбран в качестве военной базы, и здесь в рекордные сроки была построена крепость. Об этих событиях я уже писал И спустя три года, в 1555 был заложен Успенский монастырь, и основана Казанская епархия. Кстати, на острове есть церковь старше этого монастыря, это деревянная Троицкая церковь, ее поставили одновременно с высадкой передовых отрядов Грозного в 1551 году.
Но в Успенском соборе сохранились уникальные фрески начала XVII века, причем они не были записаны или переписаны, и дошли до нас в первозданном виде. И именно они, эти фрески, и являются главным сокровищем Свияжска.
После октябрьской революции монастырь на острове был закрыт. В 1918 году красноармейцами был убит настоятель епископ Амвросий. В конце 1920-х нем была детская трудовая коммуна. А потом здесь находилась исправительная трудовая колония. После 1953 года на территории монастыря помещалась психиатрическая больница. У ворот при входе от нее до сих пор осталась полустертая надпись. В 1994 году больница закрылась, а в 1997 году монастырь был восстановлен.
Однако же увидеть фрески не так просто. Посещение Успенского собора ограничено, пускают маленькими группами. Нужно получить специальный билетик. Это бесплатно, но количество этих билетов ограничено. К счастью, далеко не все про такую возможность вообще знают, так что ажиотажа нет.
Роспись собора выполнена во времена Бориса Годунова, около 1605 года. В куполе изображен сюжет с Новозаветной Троицей, шествие праведных в рай, сцена искушения Адама и Евы, Христос на груди Саваофа, и сюжеты райской обители. Но я хотел бы особо выделить фреску на одном из столбов, где изображен святой Христофор.
Христофор жил в Анатолии в III веке. И звали его изначально Репрев. Он служил в римской когорте в подразделении мармаритов, куда брали выходцев из северной Африки — берберов. По одной версии, он был великан-людоед с песьей головой. По другой, изначально он был весьма красив, и от того донимаем женским вниманием. И по молитве его ему была дарована пёсья голова, дабы не повадно было барышням. В общем, песья голова является его неотъемлемым атрибутом. Однако Репрев верил в Христа, что не очень тогда поощрялось. И для профилактической беседы его вызвали к императору Децию. Уже по дороге к императору начались всякие недозволенные чудеса: он умножил силой молитвы хлеба, в его руке расцвел жезл, что весьма произвело впечатление на конвоиров, и они тоже уверовали и приняли крещение. Децию вся эта история не понравилась, и он приговорил этих воинов к казни. А Репрева велел бросить в раскаленный медный ящик. Но Репреву в ящике было норм, что окончательно выбесило императора, и он приказал Репреву-Христофору отрубить песью голову мечом.
Святой Христофор почитается и в восточной и западной католических традициях, но есть нюанс. В Константинопольском синаксаре (это такой сборник, рассказывающий о разных святых) X века говорится, что звериный облик Христофора-псоглавца следует понимать аллегорически. И в западной традиции изображают его обычным человеком, ну разве что высоким. Но в русских фресках его продолжают изображать буквально, с собачьей головой вплоть до времен Никона. Более того, во второй половине XVII века путешественник архидьякон Павел Алеппский (он же Булос ибн Макариус аз-Заим ал-Халеби), в перечислении реликвий Благовещенского собора в московском Кремле, описывает хранящуюся в числе мощей пёсью голову святого Христофора. Но сейчас реликварий с головой Христофора хранится в церкви св. Юстины в городе Раб в Хорватии. Та же это голова, или другая — точно не известно.
В 1722 году Синод принял постановление о запрете икон с изображением псоглавого Христофора как “противные естеству”. Однако Сенат не одобрил предложение Синода, так как иконы Христофора были распространены и широко почитаемы в народе. Потихоньку иконы стали изымать, фрески переписывать. Но у старообрядцев почитание псоглавого Христофора продолжалось долгое время. В итоге до нас дошли очень немногие сохранившиеся изображения этого святого в псоглавом обличье.
Позвольте, скажете вы, но тут же явно лошадиная, а не песья голова? Не мог же художник так ошибиться? Действительно, в свияжской версии Христофор больше похож на лошадь. Наиболее правдоподобная версия состоит в том, что для татар-мусульман собака считается нечистым животным, а изображение ее в храме, даже для тех, кто крестился, и перешел в христианство, было уж совсем не халяльно. Поэтому художник придал святому вид более пристойного животного, наделив его лошадиными чертами. Интересно, что такие изображения получили хождение вплоть до Архангельска, продвигаясь на север по водным торговым путям.
Так что будете в Свияжске — постарайтесь попасть в Успенский собор, увидеть древние фрески, и посмотреть на уникальное изображение Христофора с песье-лошадиной головой.
А для в короткого знакомства со Свияжском, Казанью, Йошкар-Олой и Чебоксарами рекомендую туристический маршрут "Великий Волжский путь", где можно посетить три республики Поволжья.