Найти тему
Православная Жизнь

Как православному противостоять прямой агрессии и злобе

Гнев – это естественная сила души и использовать ее возможно во зло или же в благих целях. Роль его в том, чтобы помогать человеку отстаивать физические, моральные и психологические границы. Богу в принципе не угодно, чтобы по внешней злой воле люди были больными, покалеченными, нищими и униженными. Можно и нужно гневаться, когда человека пытаются затянуть в грех.

Недостижимый идеал человека – это Иисус Христос. Мы знаем, что Господь гневался. И гнев Его был направлен на искаженное понимание Его оппонентами ветхозаветного закона, на их грех безлюбовности и немилости, прикрытый показным благочестием. Иисус Христос проявлял агрессию словом: называл иудеев-провокаторов родом лукавым и прелюбодейным, порождениями ехидны, злыми людьми, лицемерами, безумными и слепыми, гробами с мерзостями и нечистотами.

Самый выдающийся случай агрессии Иисуса – это изгнание с помощью веревочного бича торговцев и животных из храма. Господь не прибегает к ложной вежливости, когда видит лукавство искушающих Его оппонентов, а сразу одергивает их презрительно-спокойной интонацией, которая так и слышится в этих местах Евангелия.

Все это Церковь называет это праведным гневом.

-2

Грехи же, за которые фарисеи презирали своих соотечественников, Господь по причине покаяния людей воспринимал без гнева. Он не гневался на блудницу, а защитил ее от побивания камнями. Господь приходил в гости к фарисеям, которые были предателями народа и прекрасно понимали, что ненавидят их справедливо. Он ел с ними хлеб и пил вино.

Когда пришло время Страстей Господних, Иисус при аресте не гневался на ударившего его слугу Своих врагов, а просто спросил, что же Он такого плохого сказал, что его бьют.

Разумеется, если кому-то рядом угрожает опасность от несправедливо агрессивного человека, нужно его защитить: Господь назвал высшей любовью самопожертвование за ближних, которое Сам и проявил не кресте, сделав таким образом ближними нас.

Христианское мировоззрение не приемлет, что искушения могут происходить просто так. Тоже самое с агрессией, направленной на христианина.

Агрессия может быть психологическая и физическая.

Если церковный человек регулярно находится под давлением психологической агрессии – это призыв Бога к какому-то изменению в жизни христианина. Может, нужно отказаться от какого-то греха, пересмотреть какие-либо мировоззренческие установки, начать Бога просто просить избавить от травли и попытаться приложить усилия для изменения внешних обстоятельств. Быть может, нужно просто приобрести решимость поставить морального агрессора на место.

-3

Жертва травли может думать, что такая скорбь угодна Богу, но если мир не приходит в душу, то и духовных плодов нет. Более того, по принесению человеком духовного плода от терпения унижений, Бог ее прекратит, потому что психологическая агрессия – это, прежде всего, нервотрепка. Нервная система – это физический орган. Вряд ли Богу угодно, чтобы Его подопечному постоянно подтачивали здоровье.

Вероятно, если на христианина вдруг нападают с угрозой физической расправы, он ходит неправедными путями. Это может быть, как говорит Псалтирь, при посещении так называемых советов нечестивых, то есть людей, которые как минимум не христиане. Это посещение может быть в формате праздных мирских забав или греховных развлечений христианина.

Физическое нападение может происходить по причине немолитвенности искушаемого христианина или его недоверия к Богу – постоянном пребывании в разных страхах. Про это сказано: «по вере вашей будет вам». В таком случае, возможно, что придется получить от Бога воспитательную меру в виде кулака агрессора.

-4

А что же в том случае, если человек по сути праведник, и знает только дорогу в храм, на работу, домой, в паломничество или отпуск, и на него вдруг нападает уличный "неадекват"?

Видимо, это особый промысел Бога, который таким образом хочет либо проучить злодея через христианина, либо дать христианину нечто полезное в виде опыта или духовного плода.

Сам Христос, как уже сказано выше, не сопротивлялся и не гневался на неправедно избивавших Его врагов. Самый известный русским православным случай, когда святой человек уподобился в таком искушении Христу – это происшествие с Серафимом Саровским. Однажды какая-то банда мужиков узнала, что к преподобному часто ходят богатые люди, и бандиты решили ограбить отшельника. Они пришли к его келье и первым делом избили батюшку Серафима обухом топора так, что даже проломили ему череп. Преподобный не пытался сопротивляться, поскольку пребывал в совершенном бесстрашии, безгневии и доверии к Богу. Ничего не найдя, бандиты ушли.

Но Бог не требует от человека каких-то немыслимых вершин святости, равно как и не требует от нас обязательно быть убитыми, побитыми и покалеченными. Случай Серафима особый, и касается он личного духовного делания преподобного. Не всем дано стяжать такое безгневие.

-5

В случае с неоправданной агрессией первым делом следует попытаться успокоить хулигана или преступника словами, а если он не угомонится, нужно попытаться все решить законными методами. Можно вызвать по телефону полицию, попытаться заманить агрессора в участок или хотя бы людное место. Если драки не избежать, то нужно довериться Богу и попытаться проучить злодея в рамках своих бойцовских навыков. В таком случае оберегаются люди, которые могли бы пострадать от агрессора в будущем.