Найти в Дзене
Петербургский Дюма

О ГИВАРДЦАХЛИ

Грузинское слово генацвале поначалу значило совсем не "дорогой", не "братан" и тем более не "господин".
Неожиданную древнюю версию происхождения слова я пересказал в монументальном труде
"Антикоучинг" и в здешней публикации...
...а здесь хочется вспомнить кое-что другое, но тоже грузинское, тоже историческое и тоже интересное.

В 1783 году был подписан Георгиевский трактат о протекторате России над Картли-Кахети. Две страны, разделённые Главным Кавказским хребтом, связывал единственный наземный путь — Дарьяльский проход. После подписания трактата россияне основали в урочище ингушского селения Заур-Ков новую крепость Владикавказ, и с 1799 года открылось постоянное сообщение между Владикавказом и Тифлисом/Тбилиси.
В 1801 году, когда Грузия стала частью России, военным ведомством было начато строительство двухсоткилометровой Военно-Грузинской дороги. В 1803-м заработала первая очередь, в 1811-м — после выполнения титанического объёма работ по созданию современной и достаточно безопасной горной трассы — дорогу передали в ведение Министерства путей сообщения. С 1814 года по Военно-Грузинской дороге уже ездили гражданские экипажи, а с 1827-го действовала экспресс-почта.

-2

В 1829 году Пушкин воспользовался новой дорогой и годом позже описал её на страницах "Путешествия в Арзрум". Вдоль дороги были оборудованы одиннадцать станций, где путники могли укрыться от непогоды и бесплатно переночевать...
...но ещё со времён Дарьяльского прохода горцы устраивали сторожевые посты в самых опасных местах дороги. Там брали плату с путешественников. Деньги тратились на охрану от разбойников, уборку снега, расчистку осыпей и другие первоочередные надобности.
Пользоваться дорогой было жизненно необходимо всем, но заплатить на сторожевом посту мог не каждый. Поэтому возник обычай: тому, кто платил за себя, сторожа позволяли провести с собой путника без денег, замерзавшего на обочине.

-3

Своеобразную благотворительную традицию назвали гивардцахли...
...а по прошествии сотен лет обычай вернулся в тбилисском метро, когда с оплаты жетонами там перешли на магнитные карты.

Пассажир, у которого есть карта, перед турникетом может дать её тому, у кого карты нет. Система фиксирует оплату, пятьдесят тетри. Следом через турникет проходит владелец карты, и с него не берут дополнительных денег. В течение полутора часов картой можно пользоваться неограниченное количество раз — бесплатно.
Так в память о старинной традиции
гивардцахли пассажиры грузинского метро пополняют копилку добрых дел.