Автор — Ангелина Вовк
Школа Великих Открытий стремится подготовить детей к взрослой жизни, и экзамены являются неотъемлемой частью жизненного пути. Вопрос лишь в том, как к ним относиться и с каким настроем сдавать.
Сегодня вместе с основателем, директором Школы Великих Открытий, Ириной Кулешовой, обсудим «заклятых врагов» родителей и школьников — государственные экзамены — и расскажем, как выстроить экологичные отношения с подростком в непростой экзаменационный период.
Экзамен жизни или один из?
В масштабе всего нашего пути ОГЭ и ЕГЭ — лишь демо-версия жизненных экзаменов и трудностей:
ОГЭ в глобальном понимании жизни — это не страшно, это не катастрофа. Это определённый этап, который можно сравнить с ребёнком, который только учится ходить.
Если мы говорим о норме, то нет ни одного ребёнка, не научившегося ходить, нет ни одного ребёнка, не научившегося читать, и нет ни одного, кто не сдал бы ОГЭ.
Ирина Кулешова, директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог
Так или иначе, любой экзамен требует силы воли и умения принимать решение. Однако достигать целей лишь при помощи воли подросткам ещё крайне сложно, ведь лобная доля коры головного мозга, отвечающая за эту способность, заканчивает своё формирование только к 18-20 годам.
На что же тогда можно опереться в период бушующих гормонов и бесконечных бланков с ответами? На осознание своего внутреннего потенциала.
Именно поэтому мы очень много работаем с мировоззрением. И идём через успех, потому что когда человеку говорят о его успешности, у него за спиной вырастают крылья. Иначе зачем всё это? В противном случае, подросток будет уходить от туда, где его постоянно критикуют и оценивают.
В нашей школе мы опираемся на те сильные составляющие личности, которые уже есть у ребёнка. И в этом наша сила.
Через самоопределение, через осознание своей природы мы сдаём экзамены.
Ирина Кулешова, директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог
Система Монтессори, равно как и миссия Школы Великих Открытий, — о раскрытии внутреннего потенциала ребёнка. И уроки самопознания начинаются не в старших ступенях, а уже в детском саду, когда педагоги спрашивают у ребёнка: «что ты хочешь?», «чем ты хочешь заниматься?».
Период от 0 до 3-х лет, — это этап строительства самого себя. А уже с 12 лет начинается самоопределение. Именно поэтому параллельно общепринятым школьным урокам Школа Великих Открытий особое внимание уделяет самопознанию: мы показываем ребятам, какие профессии востребованы в мире, изучаем с ними их внутренний мир.
Но что же делать, если ребёнок не сдаёт экзамен?
Я всегда спрашиваю родителей: что самое страшное может случиться? Не сдал ребёнок ОГЭ — что дальше? Пересдал в июле и сентябре. Не сдал ребёнок ЕГЭ — что дальше? Пошёл работать, пересдал в следующем году.
Что страшного здесь может случиться? Жизнь на этом не заканчивается, она только начинается.
Ирина Кулешова, директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог
Зачем всё это, зачем?
Когда подросток понимает для чего ему нужно сдать экзамен, он готов принять решение и от чего-то отказаться (ведь выбор — это всегда о расставлении приоритетов и, как следствие, отказа от чего-либо):
- готов целенаправленно заниматься с педагогами для сдачи экзамена,
- готов потратить лишний час свободного времени на прорешивание пробного варианта,
- готов ходить к репетитору и оттачивать то, где пока запинается.
Когда тебя не гнобят, подмечают малейшие успехи, помогают в моментах, где у тебя что-то не получается, ты готов поднапрячься и сделать выбор.
Ирина Кулешова, директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог
Крайне важно подмечать даже небольшой успех ребёнка, взращивать его и превращать маленькую искорку в пламя. И похвала отразится не только на душевном состоянии ребёнка, но и на его успеваемости.
В этом году в 9-й класс Школы Великих Открытий пришли 5 человек с онлайн-образования. Уровень знаний детей был менее, чем удовлетворительный, но за целый год работы дети не только улучшили хард скиллы (от англ. hard skills) и академические знания, но и усердно поработали над софт скиллами (от англ. soft skills) — мягкими навыками, необходимыми в любой сфере жизни. И каждый из учеников успешно сдал ОГЭ.
Дети на выпускном сказали, что год обучения в ШВО дал им гораздо больше, чем всё предыдущие годы в школе: "меня здесь никто не гнобит, меня здесь никто не пинает — мне здесь помогают понять, зачем мне всё это надо".
И это для меня очень дорого.
Ирина Кулешова, директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог
Есть ли жизнь после школы?
ЕГЭ — качественно иная ступень в отличие от ОГЭ. На этот экзамен не выделено так много дат для пересдачи, как для ОГЭ, но и он не равен финальной точке образовательного и жизненного пути. Задача Школы Великих Открытий — помочь детям 10-11 классов определиться.
Я знаю создателя "Форума Актуального Образования". Его родители изначально выбрали для сына образовательный путь — "за IT-сферой будущее". Они оплатили первый семестр учёбы, а затем сказали, чтобы он платил за своё образование самостоятельно. И он учился и работал одновременно.
В результате, парень бросил IT-направление на последнем курсе! Я спрашиваю его, ну как так, четвертый курс! А он сказал, что не мог больше находиться там, где ему не надо быть.
Бросив эту учёбу, он поступил туда, куда всегда хотел и за что готов платить заработанные деньги — на менеджмент организации мероприятий.
Ирина Кулешова, директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог
Крайне важно, чтобы ребёнок осознанно перешёл на новый образовательный этап, выбрав направление себе по душе, ведь на него придётся потратить последующие 4-6 лет!
Тем не менее, бывает и так, что дети не понимают, зачем им поступать в ВУЗ, и наотрез отказываются туда идти. Что же делать в том случае, когда ребенок категорически не хочет продолжать учёбу?
К ЕГЭ нужно подходить осознанно. С чего вы взяли, что ребёнку непременно нужно в ВУЗ? Если подросток в 10-11 классе еще не знает, чего он хочет, для чего он хочет, куда ему идти и что сдавать, пускай тогда он сдаст хоть что-нибудь и идёт в конце концов работать! И жизнь на этом не заканчивается, она только начинается!
Оставьте ребёнка в покое и идите с ним туда, где он успешен.
Ирина Кулешова, директор, основатель, идейный вдохновитель Школы Великих Открытий, педагог, психолог
Школа Великих Открытий