20 июля 2024 года грузовику ГАЗ-3302 исполнилось ровно 30 лет! Много это или мало? Как повлиял этот автомобиль на жизнь людей живших не только в СССР, но и потом в России и других странах? Почему по масштабности и значимости машину можно сравнить со знаменитыми Ford T и VW Kafer? На все эти и другие вопросы я попытаюсь ответить в своей статье.
Можно сказать, что автомобиль этот появился не почему, а вопреки! Хотя нет, скорее не вопреки, а так звезды сошлись. Начнем с того, что в 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев. И да, он вовсе не хотел развалить страну, как считают многие. Поскольку был плоть от плоти, кровь от крови порождением системы. Просто, как и многие до него, а началось все еще в средине 50-х годов, он понимал, что Советский Союз практически исчерпал все свои ресурсы. Кнут и пряник в один момент перестали работать. Постоянные сказки о светлом будущем выглядели все более и более утопично. Тогда в ЦК решили построить "социализм с человеческим лицом". "Лицо" у него так и не появилось, но зато появился целый пласт людей, которые могли, а главное хотели зарабатывать, а не писать доносы на соседей. И жить эти люди хотели лучше. Они готовы были работать и работать много.
Именно в это время и появляется удивительно похожий на Ford Transit грузовичок ГАЗ-3302. Это потом Владимир Никитич Носаков придумает ему имя собственное, которое настолько прочно укорениться в головах людей, что иначе они его и называть не станут - ГАЗель. А пока, шел 1988 год и на ГАЗе решали - нужен ли этот автомобиль вообще? Ведь после той самой заокеанской "полуторки" ГАЗ АА на автомобили с такой грузоподъемностью в СССР смотрели как на что-то ненужное. Плевать, что ради небольшого груза приходилось гонять 53-й "газон" или того хуже ЗИЛ-130. Бензин же ничего, ну вроде как, не стоил. Да и зачем давать людям возможность заработать? Пусть живут как раньше. Так бы и умер проект или бы превратился в "долгоиграющий", если бы товарищи с трясущимися ручками из ГКЧП не подтянулись и решили переворот устроить. И все, колос на глиняных ножках все же рухнул.
В одночасье лишившись государственных дотаций, хотя ГАЗ вносил в казну страны не мало, как и любой автозавод в Союзе, предприятие увидело в ГАЗели тот просвет, который вел наверх. Именно поэтому ГАЗель - это машина целой эпохи, машина времени! Своего времени!
Я не зря сравнил ее с американским и немецким автомобилями. Да, по количеству выпущенных экземпляров газовской полуторке до "Жука" и "Жестянки Лиззи" как до Луны. Но именно эти машины позволили людям ощутить себя свободными. Они подарили им эту свободу. Ну а поскольку мы всегда идем своим путем, то место общедоступной лековушки у нас занял грузовичок.
Кто-то скажет, да не несите чуши! ГАЗель постоянно ломалась, нещадно ржавела. Да, все так, но людям было наплевать. Они готовы были все терпеть, ведь у них появилась машина, на которой можно заработать, отправиться в отпуск и отвезти детей в школу. Новоявленные предприниматели больше не проводили время за пустыми разговорами о несчастной жизни в гаражах с бутылкой "клинского"(марка популярного пива), а либо чинили машину, либо пытались на ней заработать.
И я думаю, многие скажут этому автомобилю за это - Большое спасибо! С днем рождения тебя, ГАЗель! 30-ть - для человека это мало, а для автомобиля довольно много! Когда-то, наверное, про тебя напишут книги. Ты станешь героем фильмов или сериалов. Но пока живы те, кто помнит великолепное время начала 90-х, мы так жаждали этой свободы, ты останешься в наших сердцах.