Обретение мощей и… оставление их под спудом
Предание Валаамской обители рассказывает, что во время строительства соборного храма Преображения Господня, при рытье котлована под фундамент, просматривались гробницы преподобных Сергия и Германа. Стояли они в склепе, прикрытые каменной плитой. Благочестивый и мудрый игумен Назарий (1782–1804) приказал немедленно заложить отверстие камнем и запретил всякие разговоры о находке. Он счел своим долгом сообщить о случившемся Высокопреосвященнейшему Гавриилу, митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому. Архиерей посчитал распоряжение правильным.
Прошло время. Игумен Ионафан управлял Валаамскою обителью в 1823–1830 годы. Зная о происшедшем во время строительства, он захотел извлечь мощи Валаамских чудотворцев из-под спуда, но получил вразумление: в полночь игумен Ионафан вместе с братией разобрали каменный склеп и готовы были поднять могильную плиту, но внезапно вспыхнуло пламя и покрыло могилу. Так было показано свыше, что это неугодно Господу.
Все находящиеся там в неимоверном страхе упали на землю и с величайшим раскаянием молили Господа о помиловании, а преподобных Сергия и Германа — о прощении. Разобранный свод иноки с игуменом сложили заново и, глубоко переживая случившееся, вышли из склепа. Долго они не могли рассказывать о случившемся, страшась и благоговея перед непостижимым таинством, свидетелями которого стали.
Такой же, наскоро собранной, верхняя часть могилы оставалась вплоть до того момента, как новый игумен Дамаскин (1839–1863) не принялся за ремонт наружной раки. Он заметил, что камни сложены беспорядочно, приказал их вынуть, а место, где лежат мощи, посыпать белым песком. Один человек, который выполнял поручение игумена, рассказывал, что под самым местонахождением в соборе серебряной раки на земле лежит каменная плита длиной около четырех, а шириною до трех аршин. И покрывает она могилу двух святых.
Явления инокам преподобных Сергия и Германа
Было это при игумене Пафнутии (1905–1907). Монаха, чьим послушанием было находиться у раки преподобных Сергия и Германа, нередко одолевали сомнения в том, что именно здесь под спудом лежат мощи первоначальников обители. Мысленно он обращался к чудотворцам с такими словами: «Угодники Христовы! Хотя бы мне, грешному, во сне увидеть вас. Ведь вот я нахожусь постоянно у вашей святой раки, а сомнение не оставляет меня, маловерного!»
И по простодушным молитвам инока произошло чудо. Вот как он рассказывал об этом: «Однажды пришел я в храм, по своему обычаю, раньше, чтобы привести всё в порядок к вечерне. Отворив церковь, подошел к раке и совершенно спокойно, ни о чем особенно не думая, стал кое-что делать и убирать. Тут мне пришла мысль, и явилось желание приложиться к преподобным. Не стал я обходить, как полагается, раку, а как стоял, на левой стороне, так и стал прикладываться, сначала к преподобному Герману. И только вступил на ступени, как вижу ясно: в ногах у раки, с правой стороны, стоит схимник в полной схиме. Со мной что-то произошло непостижимое и никогда мною не испытанное. Я почувствовал, что словно я без тела стал: сделался каким-то легким.
Приложившись к преподобному Герману, иду на правую сторону раки, и когда стал прикладываться к преподобному Сергию, увидел то же и на левой стороне: в ногах у раки стоял другой схимник. Тогда я, приложившись к преподобному Сергию, встал перед ракою. И вот уже ясно увидел двух святолепных старцев-схимников, стоящих молча по бокам раки, причем преподобный Сергий как бы шевелился или поправлял свою схиму и мантию. Малое освещение от лампады не позволяло мне тогда подробно рассмотреть их, но все-таки в общем видны были их бороды, очертания лиц и схимническое одеяние.
В это время я, находясь в неизреченном благоговейном духовном чувстве, подумал: "Неужели же я вижу вас, преподобные отцы наши, Сергие и Германе?! Господи, помилуй!" — и воскликнул: "Старцы Божии! Земнии Ангели и Божии человеки!" — от избытка духовной радости и зримого видения я упал на колени и в порыве чувств с благоговением положил земной поклон. Когда же я поднялся на ноги, угодники Божии скрылись с моих глаз и стали невидимы.
Не скоро я мог прийти в себя, настолько это сильно потрясло и поразило меня. Я плакал несколько дней и старался скрыть свои слезы от братии, и никому в то время ни слова не сказал о своем видении. Но сам с тех пор сердечно уверовал, что угодники Божии тут же обретаются, и еще сильнее любовью привязался к ним».
А вот другой случай. Монах Х. часто слышал разговоры молодых иноков о том, что мощи преподобных Сергия и Германа находятся не на том месте, где рака, а неизвестно где. Рака же нужна в соборе просто для молитвенного напоминания о святых угодниках.
Однажды монах Х. стоял в храме на всенощной, слушал кафизмы, и вдруг ему на ум пришли эти разговоры. Он стал глубоко размышлять на тему местонахождения мощей и пришел к такому выводу: «Может быть, и в самом деле преподобных-то здесь нет? Ведь Валаам велик! Они, может, где-нибудь и в другом месте положены?» — «Но только я успел это подумать, — вспоминает инок, — как в душе моей произошло какое-то изменение. Внезапно мое сердце умягчилось, пролились слезы из глаз, и душа исполнилась дивным духовным чувством.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Взглянув на иконостас, я узрел с правой стороны, у колонны, Сергия и Германа, стоящих по обеим сторонам Валаамской иконы Божией Матери. Одеты они были в мантии и полное схимническое одеяние. На схимах были видны кресты и можно было прочитать слова: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас". В руках они держали свитки, лица были постнические, глаза чудные, голубые. Настолько вид их был дивный и божественный, что, кажется, глаз бы от них не отвел. Они смотрели внимательно на братию, как бы следя и наблюдая за ними. Я глядел на них, слезы лились из глаз, а душа как-то неизреченно радовалась, и утешалась, и горела любовью ко Господу и угодникам Его».
После этого инока Х. оставили помыслы, сомнения и он был твердо уверен в том, что именно здесь, где стоит рака, а не в другом месте, находятся мощи святых преподобных Сергия и Германа, непрестанно молящихся за обитель и братию с отеческою любовию. И стал замечать, как после молитвы этим угодникам Божиим рассеиваются его скорби и нужды, врачуются немощи и неисцелимые болезни.
А вот как передает свидетельство схимонаха Порфирия монах Каллист: «Случилось мне слышать рассказ, как Господь сподобил его видеть преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Накануне памяти перенесения их честных мощей старец Порфирий во время всенощного бдения в храме стоял в проходе за алтарем возле окна, напротив самого престола. Вдруг видит во время величания по обе стороны престола Божия двух старцев в схимах. Лучезарное сияние разливалось от них и озаряло священнослужителей и молящихся. При каждом возгласе священнослужителей: "Ублажаем вас, преподобные отцы наши Сергие и Германе!" — старцы благословляли всех. По прочтении же святого Евангелия оба вышли царскими вратами из алтаря и, еще раз благословив предстоящих, стали невидимы».
Схимонаха Иоанна привело в монастырь чудесное событие. Он жил в миру и совершенно не думал о монашестве. Но внезапно одолел его духовный недуг: стали нападать хульные и греховные помыслы, от которых молодой человек приходил в страшное отчаяние… «Не имея понятия, как в этой невидимой брани надо сражаться с врагом и отражать его, я страдал. Усердно молился Богу, умоляя Его избавить меня от страдания и греховной брани. И вот Господь внял моей молитве и Божественною Своею благодатью чудесно освободил меня от этой брани чрез Своих угодников, преподобных Сергия и Германа, в обители которых впоследствии я удостоился принять святую схиму.
Однажды я, по своему обычаю сходив к ранней литургии и возвратясь по окончании ее домой, попив чайку, намеревался сходить и к поздней службе, но так как было еще рано, я на краткое время, не раздеваясь, прилег отдохнуть и, задремав, увидел такой сон. Подходят ко мне два старца в схимническом одеянии: первый держит в руках Чашу и лжицу, а второй — какой-то бархатный покров. Первый, подойдя ко мне, молча дал мне три раза лжицей из Чаши Святое Причастие, а второй покрыл мою голову покровом. После этого я проснулся и ощутил в душе великую радость и глубокий мир. Греховной брани и следа не осталось, и я возблагодарил Всещедрого Господа за Его великую ко мне явленную милость.
"И кто же эти святые старцы?" — многократно задавал я себе вопрос. И вот по прошествии нескольких лет, когда я, Промыслом Божиим, приехал на Валаам, подойдя к раке мощей преподобных отцев Сергия и Германа Валаамских, сразу же узнал, что именно они мне и являлись».
Место паломничества во все времена
Шли годы. Валаам претерпевал бедствия и расцветы, катком по нему прокатились все исторические катаклизмы. Но всегда на острове сохранялись и почитались мощи святых преподобных Сергия и Германа Валаамских.
О том, как менялись времена и отношение в стране к религии, можно проследить даже по внешнему виду того места, где покоятся мощи угодников Божиих.
В 1823 году над ними была установлена серебряная рака с изображением во весь рост кованых фигур преподобных на верхней крышке. На обеих ее сторонах были изображены перенесение мощей святых, виды монастыря и различные надписи. Карнизы раки украшали литые херувимы.
В 1892 году над ракой возвели деревянную сень, покрытую сусальным золотом. В 1896 году на ней появилась серебряная крышка, изготовленная в Петербурге ювелирами магазина Овчинникова. Пожертвовала драгоценную крышку Елизавета Семеновна Лямина. По ее заказу были выполнены изображения преподобных отцов Сергия и Германа, облаченных как схимники. Под крышкой находилась икона святых, написанная в монастыре.
Эта рака была в монастыре до марта 1940 года, пока ее не перевезли вместе с монастырской ризницей в Финляндию. Сегодня ее можно увидеть в финском Православном церковном музее в Куопио. Однако золоченая деревянная сень тогда была полностью утрачена.
В 1989 году обитель вновь открылась. Страна праздновала тысячелетие Крещения Руси. Много славных дел по восстановлению разоренных обителей и храмов вершилось в те годы. Первые монахи после большого перерыва поступили в Валаамский монастырь. Первое, что они сделали, — над мощами преподобных Сергия и Германа установили деревянную раку, обили ее зеленым сукном. Через семь лет, в 1996 году, на ее месте уже появилась новая рака, из бронзы.
А в 2007 году в рамках Программы Патриаршего Попечительского совета по восстановлению монастыря начались работы по воссозданию резной сени, утраченной в 1940 году. Прошло совсем немного времени, и в марте 2013 года в праздник Торжества Православия появилась над ракой новая сень. Воссоздали ее первоначальный вид по архивным фотографиям из Ново-Валаамского монастыря.
Дальний Русский Север — один из форпостов Православия. По-прежнему там на страже стоят святые угодники. На Валааме — преподобные Сергий и Герман, начавшие свой путь греческими иноками, а закончившие — великими русскими святыми.
Святые угодники Божии, преподобные чудотворцы Валаамские Сергие и Германе, молите Бога о нас!
В 2012 году ансамбль монашествующих сестер нашей обители совместно с Праздничным смешанным хором записали аудиодиск «Всего-то навсего». В нем есть замечательная песня, ставшая гимном Валаамского монастыря «О, дивный остров Валаам!» В этот праздничный день предлагаем ее Вашему вниманию:
Тропарь прпп. Сергия и Германа Валаамских, глас 4:
Ева́нгелия Христо́ва и́стиннии послу́шницы/ яви́стеся, преподо́бнии,/ мир и вся я́же в нем, я́ко не су́щая,/ преоби́девше любве́ ра́ди Христо́вы/ и в морски́й о́стров всели́стеся,/ и трудолю́бно в нем проти́ву ко́зней неви́димых враго́в подвиза́стеся,/ посто́м, бде́нием же и всено́щным стоя́нием/ пло́ти своя́ ду́ху му́дре повину́ли есте́./ Сего́ ра́ди от Вседержи́тельныя десни́цы досто́йныя венцы́ прия́ли есте́./ И ны́не Пресвяте́й Тро́ице предстоя́ще,/ моли́теся, всеблаже́ннии отцы́, Се́ргие и Ге́рмане,/ сохрани́тися в ми́ре оте́честву на́шему// и спасти́ся душа́м на́шим.
Ин тропарь, глас 1:
От мирски́я молвы́ бе́гающе,/ безмо́лвия и благоче́стия рачи́тели,/ в ти́хое приста́нище Валаа́ма/ от восто́ка приидо́сте/ и в нем, ева́нгельски Христу́ доброде́тельми после́довавше,/ на верх соверше́нства востекли́ есте́./ И ны́не в торжестве́ преми́рнем богозре́нием наслажда́ющеся,/ всеблаже́ннии отцы́ Се́ргие и Ге́рмане,/ Человеколю́бца Бо́га моли́те,// е́же спасти́ всех нас, благоче́стно вас почита́ющих.
Кондак прпп. Сергия и Германа Валаамских, глас 4:
От мирска́го жития́ изше́дше,/ отверже́нием ми́ра Христу́ после́довасте,/ и достиго́сте вели́каго Не́ва е́зера,/ и, в нем на о́строве Валаа́ме все́льшеся,/ равноа́нгельное житие́ пожи́ли есте́,/ отону́дуже, веселя́щеся, прешли́ есте́ к Небе́сным черто́гом./ И ны́не со А́нгелы Влады́чню Престо́лу предстоя́ще,/ помина́йте нас, чад свои́х,/ я́же собра́ли есте́, богому́дрии,/ да ра́достно от души́ вопие́м:// ра́дуйтеся, Се́ргие и Ге́рмане, отцы́ преблаже́ннии.
Величание прпп. Сергия и Германа Валаамских:
Ублажаем вас, преподобнии отцы Сергие и Германе, и чтим святую память вашу, наставницы монахов и собеседницы ангелов.
Молитва прпп. Сергию и Герману Валаамским
О, вели́ции отцы́ на́ши, Христо́вы уго́дницы и те́плии предста́тели ко Спа́су о душа́х на́ших, Се́ргие и Ге́рмане! Вы бо в неду́зех цели́тели яви́стеся, по мо́рю пла́вающим ко́рмчии, и утопа́ющим благонаде́жное избавле́ние, и от вся́каго смертоно́снаго наше́ствия храни́тели, па́че же от духо́в нечи́стых свобожде́ние и вся́ких наве́тов, проти́ву нас содержи́мых, очище́ние и по́мощь. О, преблаже́ннии отцы́ и чудотво́рцы пресла́внии, Се́ргие и Ге́рмане, моли́теся ко Влады́це Христу́ о нас, гре́шных, я́ко да ва́шими моли́твами сподо́бимся в День Су́дный десна́го предстоя́ния и наслажде́ния во Ца́рствии Бо́жии во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва иная
О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Се́ргие и Ге́рмане! С ве́рою и любо́вию припа́дающе к святе́й ико́не ва́шей, умиле́нно мо́лим вас: не забу́дите нас, недосто́йных и гре́шных (имена), но предста́тельством ва́шим огради́те нас от злых ко́зней вра́жиих, утоли́те возста́ние страсте́й, укрепи́те не́мощь на́шу в духо́вных бра́нех и по́двизех, предлежа́щих нам; отжени́те вся́кое уны́ние и печа́ль грехо́вную от серде́ц на́ших, и небе́сное утеше́ние низпосли́те нам во труде́х и ско́рбех на́ших. В стра́шный же час сме́ртный предста́ните всем нам, я́ко же блази́и хода́таи и те́мных зра́ков де́монских прогони́телие: да в ми́ре и покая́нии сконча́вше земно́е по́прище на́ше, дости́гнем и ве́чных благ наслажде́ния, и ку́пно с ва́ми да воспое́м и просла́вим всесвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Преподобные Сергий и Герман Валаамские (ч. 1) >>
МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО
НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU