В 1986 г. американские кинорежиссеры и сценаристы Джоэл и Итан Коэны известные больше как просто "братья Коэны" написали сценарий в стиле Альфреда Хичкока "Субурбикон". Правда, этот триллер-ужастик был разбавлен изрядной долей черного юмора, поэтому получилась такая своеобразная коэновская смесь - жуткого криминала и юмора.
Сценарий долгое время лежал без движения пока в 2016 г. знаменитый голливудский актер и кинорежиссер Джордж Клуни, существенно его дополнив, не приступил к съемкам. В итоге в 2017 г. на экраны вышел художественный фильм "Субурбикон", получивший три приза на Венецианском фестивале того же года. Фильм, кстати, прокатывался и в России.
И как-то он не получил особого отклика. Американские кинокритики достаточно скептично отнеслись к нему, а наши отечественные, что вполне естественно для большинства из них, не стали высказывать мнение отличное от мнения их старших товарищей из Голливуда.
А вместе с тем надо сказать. что фильм очень выгодно отличается от всей нынешней голливудской кинопродукции, которая пребывает в стадии такой же деградации, что и российская. Ну совершенно не на чем, кроме сериалов, задержаться уму и взгляду при просмотре современных американских киноподелок.
А тут появляется фильм, который вызывает ностальгическую реакцию по последнему взлету Голливуда середины 80-х - 90-х годов. Такое "ламповое" (вот точно не знаю, что этот термин обозначает) ретро, что-то в стиле "Секретов Лос-Анджелеса", "Мизери", "Долорес Клейборн", "Фарго". Где-то даже отзвуки из "Привычки жениться." И плюс к этому антирасисткая тема, как в "Миссисипи в огне".
Да, Клуни сделал два в одном - захватывающий триллер и социальный, антирасистский фильм. За что его и ругали кинокритики. Мол, не понять кого обнять. Где чистота жанра? А если две чистоты жанра объединить в одну? То и получится "Субурбикон".
Время действия 1959 г. Фильм начинается с рекламы небольшого американского городка где-то на Юге. Городок называется Субурбикон. Приезжайте в Субурбикон, городок основанный в 1947 г., чтобы каждый мог жить в нем припеваючи. В нем есть несколько школ, полицейский участок, пожарная часть, торговый центр, и даже свой хор. Нет пробок, загазованности и преступности.
И все такие счастливые, такие улыбающиеся и доброжелательные. Истинный американский рай на земле и американская мечта в реальном исполнении.
Вот и семья чернокожих Майерсов переехала в этот городок, клюнув на социальную рекламу, и поселилась в районе, где одни белые.
Это почтальон пришел к новым жителям. Хозяйка ему приветливо улыбается. А у почтальона глаза по полтиннику. В их городке поселились негры!! Невиданная наглость. И соседки из прилегающих домов очень недоброжелательно давят косяка на вновь прибывших.
И как-то сразу начинает проявляться звериный оскал белого расизма, скрытый рекламой об американском райском городке Субурбиконе. И ведь это показывается со всею откровенностью в 2017 году. Прямо как на советских плакатах 60-ти летней давности.
Это сейчас можно рисовать вот такие карикатурки на тему "расизма", хихикать над тезисом "зато у вас там негров убивают".
А оказывается, что действительно убивали. И сами же американские деятели культуры это признавали и признают.
В общем, на собрании граждан Субурбикона была принята резолюция - мы не против негров, не против их интеграции в наше общество, мы не какие-нибудь там расисты, но пусть негры вначале окультурятся, докажут, что они могут жить в цивилизованном обществе, а там посмотрим. А то ведь они никак не хотят развиваться, и путем смешанных браков только и портят белую породу.
( Вот пишу это, а рука дрожит, мысль так и бьется - вдруг опять алгоритм Дзена посчитает, что тут есть "язык вражды". К неграм, к белым, и вообще к "группе людей американской национальности". Хоть бы пронесло.)
И начинается преследование со стороны массы белого населения приехавших негров. Их дом, как прокаженных, отделяется от соседних домов высоким забором. Толпы бесчинствующих расистов осаждают жилище Майерсов.
И параллельно развивается триллер-ужастик в классическом стиле Альфреда Хичкока. То есть в этом американском раю не только расистские бесчинства происходят, но и жуткие преступления. Вот и верь этой самой американской рекламе о якобы самой демократической и свободной стране. О духе свободного предпринимательства и неограниченных возможностей.
По соседству с Майерсами живет семья Лоджей.
Папа Гарднер Лодж, финансовый директор одной из компаний. Его играет Мэтт Деймонд, а озвучивает очень на него похожий Гарик Харламов.
У папы Гарднера есть жена Роуз, а у нее есть сестра близняшка Маргарет. Обоих играет Джулианна Мур. Беленькая Роуз, темненькая Мэгги.
И главный герой фильма - сын Лоджей Никки. Его играет юная британская кинозвезда Ноа Джуп, у которого на счету уже около двух десятков фильмов и сериалов.
Семья как семья. Но неожиданно ночью на их дом нападают два бандита. Бандиты ведут себя странно. Они привязывают папу, маму, тетю и Ники к стульям и усыпляют хлороформом. Мама погибает от отравления, а папа, тетя и Никки остаются в живых. При этом бандиты ничего не похитили.
А дальше начинаются странности. Папа и тетя на опознании в полиции не узнают в задержанных нападавших.
Но зато их узнает Никки, и задает вопрос отцу - почему он и тетя не опознали убийц. Папа отвечает, что это не те, и вообще не твое это дело.
А тетя Мэгги остается на некоторое время жить у них. Ведь мальчику нужен женский уход. И даже перекрашивается под умершую сестру.
Бандиты начинают преследовать Гарднера Лоджа. Тетя Мэгги подыскивает военную школу, куда отдать Никки. Действие начинает закручиваться, закручиваться. Трупы начинают появляться, появляться. Начинается какая-то гонка - кто кого первым убьет.
А в это время по соседству озверевшая толпа расистов громит домик негров. В домике Лоджа друг друга режут, душат, травят. А на улице жгут машины, громят дома, полиция насмерть забивает дубинками бунтующих расистов. Какая-то ночь "длинных ножей".
Вот вам и "одноэтажная Америка", вот вам и средний класс, опора демократического режима.
Но ночь кончается. И как будто ничего и не было. Никки выходит на задний двор, к нему присоединяется соседский чернокожий мальчик, и детишки начинают перекидывать бейсбольный мяч. Вот он счастливый американский городок Субурбикон. Приезжайте туда, там вас очень не хватает.
Такой занимательный фильм для семейного просмотра в выходной день. Один раз стоит посмотреть.