Найти тему
Продажи - это просто

Как ставить цели подчиненным, чтобы они работали?

Возьмешь ответственность?
Возьмешь ответственность?

Статья тезисная, не рассказ, а выжимка. Время прочтения 3 минуты.

Люди меняются, поколение тех, кто нанимается сейчас впервые не такие как в 90-х или даже в 2010-х. Если им что-то не нравится - встанут и уйдут.
Поэтому ставить задачи как раньше: должно быть и не волнует!!! - не работает.
Как ставить задачи и цель так, чтобы они работали в долгую, а не только на текущую неделю? Тут нужно немного покопать, давайте начнем.


Стремления – динамические ценности человека

  1. Быть правым – желание быть правым или нести, отстоять правду.
  2. Доминировать – желание превосходить, быть первым, быть победителем любой ценой.
  3. Выжить – развитие и расширение во всех областях жизни.

Выживание – создать структуру деятельности, в которой доходы минус расходы больше нуля, и есть цель, которую нет необходимости этически оправдывать (этически выживать).

С точки зрения здравомыслия порядок стремлений обратный:

  1. Выжить
  2. Доминировать
  3. Быть правым

Хотим увеличить продажи - необходимо создание конкуренции. Конкуренция внутри коллектива. Не в сравнении с другими игроками рынка, а тут, в своем отделе и между отделами. Это не про материальную мотивацию, это про организацию активного влияния на продажи.

Конкуренция из позиции быть правым обессиливает.

Необходим поиск наилучшего решения, обеспечивающего наилучшее выживание, при этом фактор правоты второстепенен, а часто вреден.

При этом игры в интеллект не имеют отношение к выживанию, духовности. Стремление быть правым – стремление интеллекта, эго. В противовес стремление выживать (обеспечить наилучшее выживание) духовен.

Таким образом, здравомыслие, выживание – основа движения вперед. Если для выживания необходимы асоциальные меры с точки зрения морали – они гораздо более духовны (увольнение, конфликт, штраф).

Цель – наше представление о конечном результате

Задача – шаги на пути достижения цели.

Цель — точка, в которую ты хочешь прийти, результат, которого ты хочешь достичь.

Задачи — это этапы, которые нужно завершить.

Формулировка цели начинается с вопроса «чего я хочу?»

Формулировка задачи — «как мне этого достичь?»

Цель всегда больше задачи, которая всего лишь элемент, ступенька

Цели могут ставиться сроком в месяц, три месяца, год и более.

Задачи — как правило то, что можно сделать за несколько минут или часов/дней.

Часто на пути к выполнению целей и задач, требуется повторять одни и те же действия изо дня в день, много месяцев.

Наиболее продуктивны люди, способные ставить цели за пределы своей жизни.

Задачи могут служить или не служить целям

Обычно, когда человек задумывается и начинает переоценивать, из чего состоит его день, он замечает, что большая часть чек-листа никак не связана с его глобальными и текущими целями. Такой образ жизни ведет к неудовлетворенности и потере мотивации, поэтому тут важно искать баланс. Загляни в планировщик и определи, какая часть задач на день перекликается с твоими целями, а какая просто рутина и что-то извне.

То, что для одного человека задача, может быть целью для другого.

Формулируем цель

Что нужно? - отвечая на этот вопрос, формулируем черновой вариант.

Цель не должна быть слишком общей - иначе сложно выделить задачи и даже представить себе конечный результат.

Купить квартиру – купить трехкомнатную квартиру в новостройке в пешей доступности от метро.

Выполнить план продаж и отгрузок – продать и отгрузить на сумму 5 мл. рублей.

Одна цель — один результат – комплексную цель стоит разбить на несколько, со своим списком задач для решения каждой.

Создать семью и завести детей – это несколько целей.

Слишком глобальные цели лучше оценить на реалистичность и разбить на подцели. Зарабатывать в десять раз больше – эта цель становится реалистичной, если разбить ее на несколько целей или направлений. Обучение, карьера, новый круг общения, партнеры, имидж и позиционирование.

Как формулировать задачи

Задача всегда меньше, чем цель. Если вписать в проект «хочу купить квартиру» задачу стать миллионером за пару месяцев, то дальше дело не пойдет.

Задачи лучше дробить так, чтобы они были относительно легко выполнимы и не толкали в откладывание.

Избегать расплывчатости в формулировках. Как и цели, задачи должны быть конкретными и понятными. Вместо «купить что-то полезное на ужин» в рамках цели здорового образа жизни, уточни список продуктов в чек-листе к задаче.

Формулировать от действия — задача это то, что нужно сделать, поэтому лучше использовать глаголы.
Пример: Вместо задачи «английский» лучше записать «выучить 300 слов на тему «общение в магазине» в течение марта».

Почему важно разделять цели и задачи

Путаница в понятиях затрудняет планирование. Если ты смешиваешь цели и задачи, не видишь между ними разницы, то, возможно, сталкиваешься со следующими моментами.

Не ставишь целей вообще, наполняешь свой день срочными задачами
Без понимания отличия между целями и задачами, у тебя скорее всего не будет точки назначения. Разделяй задачи, которые ведут к твоим важным целям и просто рутинные дела.

Делаешь что-то каждый день, но ничего не достигаешь в итоге
Без четкого списка целей и задач, ты можешь долго блуждать по одной местности. Это как решить для себя: «я буду каждый день просто ходить по 20 минут и рано или поздно доберусь до точки X».

Воспринимаешь глобальные цели как задачи
В таком случае ты просто вносишь в список задач большие дела и замираешь. Для начала нужно отделить одно от другого, завести отдельные проекты и составить список задач и подзадач для каждого. Иначе рискуешь бесконечно переносить и откладывать.

S (specific) — цель должна быть конкретной. Важно максимально точно сформулировать цель. Хороший способ проверки конкретности — выяснение, поймут ли ее все люди одинаково.

M (measurable) — цель по СМАРТ должна быть измеримой. Этот критерий указывает на то, как ты будешь фиксировать достижение результата.

A — (achievable) — цель должна быть реалистичной, достижимой. Вроде бы очевидный пункт, но при этом очень важный. Планируя, мы часто переоцениваем свои возможности, ресурсы, сроки.

R — relevant — смарт-цель должна быть актуальной и значимой Этот фактор отвечает на вопрос: «а нужно ли мне все это вообще?» «какие я получу выгоды в результате?», «повысит ли результат качество моей жизни?», «что будет, если я не добьюсь цели?»

T (time bound) — цели SMART должны иметь дедлайн, привязку ко времени

Ставить бессрочные цели неэффективно, потому что их реализация будет бесконечно откладываться. Всегда найдется что-то более важное и срочное. Временной элемент позволяет практичнее распределить задачи.

Когда вы ставите цель себе по SMART, она будет работать.

Когда вы ставите свою цель другому человеку – нет.

Вопрос: почему?

Ответ: потому что это, пусть и правильно выстроенная цель, но ваша, а не его.

Решение: человек должен сам ставить себе цель.

Что делать: продайте свою цель человеку. Она должна отвечать всем SMART критериям для него.

Иначе ваше управление мало управляемо. И в итоге вы с подчиненным идете к разным целям.

Подчиненный в таком случае заявляет, что готов реализовать цель, но на самом деле его цель в другом (внутренний конфликт вызывает саботаж).

Это очередной рассказ о Маугли продажах!
Хорошей охоты всем нам!