Сегодня наш мир невозможно представить без шрифта Брайля – маленьких выпуклых точек, которые мы встречаем везде – в общественном транспорте, в поликлиниках и больницах, в госучреждениях и торговых центрах. Шрифт Брайля даёт возможность миллионам незрячих людей чувствовать себя не выброшенными из жизни. Он даёт им информацию – пожалуй, важнейшее, что необходимо человеку, лишённому зрения.
Все знают эти выпуклые точки как «шрифт Брайля». А кем был изобретатель этого метода, когда он жил и как пришёл с своему великому изобретению?
История изобретателя, ослепшего в раннем детстве, но не пожелавшего жить той жизнью, на которую были обречены такие, как он, до сих пор вдохновляет людей по всему миру. А его изобретения и просветительские труды во многом изменили и продолжают изменять жизнь слепых людей к лучшему.
По данным международного агентства по профилактике слепоты, в мире сейчас около 285 миллионов человек, имеющих умеренные или серьёзные проблемы со зрением. Из них 39 миллионов не видят совсем. Но, по сравнению с тем, как жили слепые современники Луи Брайля, возможности живущих сейчас людей с проблемами зрения почти не ограничены. И в этом его заслуга.
Детство
Луи Брайль родился 4 января 1809 года в городке Кувре во Франции, где тогда проживало всего чуть более 600 человек. Малыш родился слабеньким, и его поскорее крестили на всякий случай. Он был младшим ребенком в семье, а две его сестры и брат были значительно его старше. Его отец Симон-Рене Брайль, очень уважаемый в Кувре шорник и мастер по изготовлению изделий из кожи, владел мастерской и держал лавку, где продавал свою продукцию. Луи был очень любознательным и, несмотря на слабое здоровье, непоседливым. Он предпочитал проводить время не с сестрами и братом, а с отцом — тот был терпеливее к бесконечным вопросам ребенка обо всем, что видит вокруг. Отец значительное время проводил в мастерской и лавке и там же обычно вертелся и Луи, желая все потрогать и «поработать».
Однажды отец отвлекся на обслуживание покупателя, а 3-летний Луи решил что-то смастерить, как отец. Мальчик ухватил шило и попытался проделать им дырку в куске кожи (у отца это так легко и красиво получалось!). После нескольких неудачных попыток Луи поднатужился основательно, и тут шило соскочило и ударило ребёнка в глаз.
В маленьком городке не было ни врача, ни больницы. Единственный близкий к медицине человек нашелся в одной из деревень недалеко от города — травница. Она честно попыталась помочь, но это не помогло. В рану попала инфекция, перешедшая и на другой глаз, и скоро ребенок полностью ослеп.
Даже сейчас жизнь слепых людей может быть непростой, а в те времена она была и вовсе незавидна, практически всегда это было нищенское существование на подаваемую людьми милостыню. Но Луи повезло с родными. Они продолжили относиться к нему как к обычному ребенку, непоседливому, любознательному мальчишке, каким он остался. Той любви и принятия, которые дали Луи отец, мать, братья и сестры, хватало ребенку с лихвой, и он щедро делился своим счастьем с окружающими.
Отец изготовил маленькому Луи специальную трость, чтобы тот мог ощупывать дорогу перед собой, брал его на прогулки, на которых очень подробно рассказывал об окружающем мире. Ещё отец учил мальчика алфавиту и письму, придумывая способы, чтобы ребёнок мог запомнить форму букв.
Мальчику все это давалось легко, а с 6 лет с ним стал заниматься местный священник, учивший его истории, музыке и давал первые представления о науке. Но Луи хотелось в обычную школу. Договорившись с товарищами, которые уже учились, что они будут по утрам заходить за ним, Луи пошел в школу. Он внимательно слушал учителя, все запоминал и был самым старательным и лучшим учеником, чем немало удивлял учителей. Одно было плохо: он не мог самостоятельно читать задания и тексты.
Учёба
Луи повезло, что его окружали неравнодушные люди. Когда ему исполнилось 10 лет, по настоянию директора школы и священника было решено отправить очень способного мальчика в специализированную школу для слепых детей. Это было вообще первое в мире учебное заведение такого рода — Королевский институт для слепых детей, созданный в 1785 году в Париже.
Хотя школа находилась в столице и имела, разумеется, больше удобств, чем школа в Кувре, но к тому времени, в принципе, мало что было создано для облегчения жизни незрячих людей. Учитывая особенность учеников, их обучали грамоте, музыке, а также ремеслам, таким как вязание и ткачество. Учебники в школе были необычными. Буквы выдавливались на толстых листах вощеной бумаги, и их можно было почувствовать подушечками пальцев. Чтобы буквы были различимее, их делали большими. Но тогда даже короткий текст занимал много страниц, а книга становилась слишком тяжелой. Дети читали медленно, и удовольствия этот процесс не приносил.
Когда Луи было 12 лет, в школу пришел отставной капитан французской армии Шарль Барбье, который принес интересную идею. В 1808 году Барбье по заказу Наполеона разработал систему письма, которой могли пользоваться военные для обмена сообщениями. Так называемый ночной шрифт позволял военным обмениваться сообщениями в темноте, сохраняя молчание, благодаря чему противник не мог их обнаружить и открыть огонь. Барбье составил таблицу, расположив в ней все звуки и сочетания звуков французского языка.
Каждому из звуков и сочетаний присваивался двузначный код в зависимости от расположения в таблице. Затем эти цифры наносились на бумагу в виде рельефных точек. Точки легко было нащупывать подушечками пальцев в темноте, но солдатам трудно было освоить соответствия цифр и букв, и широкого распространения «ночной шрифт» не получил. Барбье пришло в голову, что, возможно, эта разработка заинтересует слепых.
Идею опробовали в учебном заведении. «Ночной шрифт» не был совершенным — не было чисел, символов, знаков препинания, заглавных букв и т. п. Зато набранное предложение не занимало половину толстой книги, и буквы было легче запомнить. Но слепым учащимся, как и солдатам, тоже оказалось непросто с чтением по такой системе.
Но «ночной шрифт» действительно обрадовал мальчика. Луи Брайль «разглядел» в нём большие возможности и занялся его заучиванием, а потом и совершенствованием.
Рождение алфавита
Когда Луи исполнилось 15 лет, созданный им новый шрифт для слепых — также основанный на системе выпуклых точек, но удобный для запоминания и простой для чтения — был готов.
Число точек для написания букв уменьшилось, Луи предложил различные комбинации шести точек, расстояние между ними уменьшилось, чтобы каждую букву легко можно было почувствовать подушечкой пальца.
Изобретение проверил директор института. Проверка была строгой: директор читал вслух статью из газеты, Луи стилусом выдавливал буквы-точки, составляя слова и предложения. Потом Луи точно воспроизвел текст статьи, «читая» выдавленный шрифт подушечками пальцев. Удобство и простоту разработанного Луи шрифта оценили и ученики. Они быстро освоили его и стали таким способом делать записи в учебных тетрадях, записывать лекции преподавателей, которые до сих пор приходилось заучивать наизусть. Процесс учебы стал легче и интереснее, освободилось время для личных дел.
Просветитель
Неутомимый Луи Брайль продолжал совершенствовать своё изобретение, сделав возможным записывать этим шрифтом разные символы, в том числе математические, а также музыкальные знаки, что позволило слепым музыкантам читать или записывать партитуры. Луи занимался музыкой и сам, научился играть на органе и достиг такого уровня мастерства, что его пригласили играть на службах в церкви, расположенной рядом с институтом. В 17 лет он стал помощником преподавателя в институте и учил учеников младших классов, а в 19 лет он был уже настоящим преподавателем и преподавал грамматику, арифметику, музыку и географию.
В те же годы он пишет книги и учебники, рассказывая о возможностях рельефно-точечного шрифта, о его применении в преподавании музыки, математики и географии, а еще переписывает обычные книги шрифтом для слепых. Первым пособием по использованию шрифта, написанным Луи Брайлем, стала книга «Метод написания слов, музыки и простых песен с помощью точек для использования слепыми». Ее издали дважды: в 1829 и 1837 годах.
В 1834 году в Париже проходит выставка промышленных товаров. В числе представленных там достижений Франции был и шрифт Луи Брайля, возможности которого демонстрировал там сам изобретатель. Луи доказывал удобство и простоту шрифта всем желающим, записывая точками то, что они говорили, и потом зачитывая это. Со шрифтом ознакомился даже король Франции Луи-Филипп I.
Власть не спешила официально признавать изобретение - ни решения о присвоении шрифту Брайля официального статуса системы письменности для слепых, ни выделения средств на выпуск книг для слепых по этой системе не последовало.
В 1839 году Брайль придумал еще один шрифт, который могли читать как слепые, так и зрячие, назвав его «декапойнт» или рафиграфия. Этот формат был очень удобен для тех зрячих людей, родные которых были незрячими. Брайль использовал тот же принцип рельефных точек (10 точек на каждую букву), с которым уже были знакомы слепые, а поскольку точки располагались так, что формировали контуры обычных букв алфавита, их могли читать и зрячие. Для рафиграфии Луи Брайль придумал особую иглу, облегчающую процесс написания букв. Скоро он понял, что писать 10-точечные буквы слепым людям нелегко, и он обратился за помощью к своему другу Пьеру Фуко, тоже слепому, но талантливому во всем, что касалось механики.
Фуко создал предшественника пишущей машинки — рафиграф, который при нажатии на клавишу делал чернилами на бумаге рельефный оттиск обычной буквы.
Между тем здоровье Брайля все больше слабело. В последние годы он ограничил нагрузку только преподаванием музыки, да и то только в те дни, когда позволяло здоровье. В конце 1851 года силы совсем оставили неугомонного француза. И 6 января 1852 года, встретив за два дня до этого свое 43-летие, Луи Брайль умер.
Спустя два года, в 1854 году, правительство Франции одобрило использование шрифта для слепых, и шрифт официально стал называться Брайлем в честь своего создателя. Прошло еще 24 года и на прошедшем 1878 году Всемирном конгрессе по улучшению жизни слепых и глухонемых людей систему Брайля рекомендовали к использованию во всех странах. Рекомендацию постепенно принимали власти разных стран, шрифт Брайля адаптировался под конкретные языки, и теперь свой вариант Брайля есть практически у всех языков.
Луи Брайль был похоронен в родном Кувре, но с годами его заслуги перед человечеством признавались все больше и больше, и в 1952 году тело изобретателя (за исключением рук) было перезахоронено в парижском Пантеоне рядом с другими выдающимися людьми Франции, а руки остались на кладбище в Кувре, как местная реликвия.
В доме, где Луи родился, в 1953 году открылся музей его памяти. На стене музея висит памятная табличка с надписью: «Он открыл двери к знаниям для тех, кто не видит».
Мы продолжим рассказывать о деятелях культуры, искусства, науки и спорта, сумевших преодолеть жизненные невзгоды, выдержавшие удары судьбы.
Эти люди служат нравственными ориентирами для нашей команды, работающей для создания справедливого инклюзивного общества в нашей стране.
Заходите на наш сайт, вступайте в наше сообщество в VK, следите за нашими новостями.
Уважаемые подписчики и гости канала:
В Центре социально-трудовой адаптации для людей с инвалидностью «Мастер ОК», Санкт-Петербург, с 1 июня по 8 декабря 2024 года работает программа по оказанию людям с инвалидностью бесплатной услуги по сопровождению при содействии занятости.
Расскажите об этом своим друзьям и близким, нам важен охват аудитории, чтобы как можно больше людей с ограниченными возможностями смогли найти своё профессиональное призвание, повысили личное благополучие и уровень жизни себя и своей семьи. Помощь каждого важна!