Станция метро «Чернышевская» в Петербурге, едва открывшись в минувшие выходные после ремонта, уже в понедельник встретила спешащих на работу петербуржцев сломанными эскалаторами: людям пришлось подниматься со станции пешком. Вечером поломка повторилась. Также при реконструкции станция лишилась исторического облика.
70 метров вверх
Новость о сломанных эскалаторах появилась в телеграм-канале «Мегаполис». На опубликованном видео большое количество людей поднимается вверх по остановившемуся эскалатору.
Отметим, что «Чернышевская» – одна из самых глубоких станций Петербургского метрополитена: ее глубина – 70 метров, это станция глубокого заложения. Поэтому утренний подъем по эскалатору стал для многих не просто зарядкой, а серьезным испытанием для здоровья.
Второй раз эскалатор отключился вечером.
«В 18:32 вход в вестибюль станции «Чернышевская» ограничен в связи с внеплановой остановкой эскалатора», – сообщил метрополитен.
Спустя полчаса он заработал.
3 июля «Чернышевскую» открыли после длительной реставрации. В церемонии открытия принял участие губернатор Александр Беглов. Он поинтересовался у пассажиров, как им обновленная станция и назвал реконструкцию первым результатом работы компании «Метрострой Северной столицы», пишет «Фонтанка». Беглов предположил, что за выходные «Чернышевская» «обкатается, чтобы в понедельник люди уже спокойно поехали на работу».
Люди поехали, только спокойно не вышло.
Поторопились
С запуском «Чернышевской» чуть не дошло до скандала: сроки сдачи все время переносились: сначала открытия ожидали к маю, затем к концу июня. Губернатор пригрозил разобраться с виновными и анонсировал дату открытия – 15 июля. Но, видимо, в стремлении угодить начальству работы решили завершить ударными темпами. В итоге, станцию открыли 13-го.
«Открытия «Чернышевской» петербуржцы ждали, как дети Деда Мороза: долго и с нетерпением», – так начинается публикация на сайте муниципального образования поселок Парголово.
Петербуржцы жили без «Чернышевской» 1 год и 8 месяцев: реконструкция станции началась 25 октября 2022 года и по контракту должна была закончиться 30 июня 2024 года. Станция не подвергалась реконструкции ни разу за 65 лет существования.
Главной задачей ремонта было увеличение пропускной способности станции. Для этого разместили четыре новых эскалатора вместо трех устаревших, что повысило пропускную способность «Чернышевской» на 6,5 тыс. пассажиров в сутки, пишет «Фонтанка» – до 45 тысяч. При этом власти всячески подчеркивали, что эскалаторы – «свои», питерские.
«Мы все помним, какие очереди собирались на Чернышевской в часы-пик, – цитирует губернатора Беглова агентство РЖД-Партнер. – В результате реконструкции станция стала более просторной, удобной, светлой. Строители добавили 6 турникетов, их теперь 17, расширили вестибюль, но главное, вместо трех устаревших эскалаторов установили четыре новых. Все оборудование – российское. Эскалаторы – собственная разработка петербургских метростроителей».
В процессе ходовых испытаний эскалаторы должны были двое суток пройти без остановок, а во время грузовых испытаний – выдержать проверку еще и на торможение, сообщал руководитель управления механизации компании «Метрострой Северной Столицы» Романа Коштелев, чьи слова цитирует сайт МО «Парголово».
Как прошли ходовые испытания, не сообщается. Однако испытаний на практике отечественные эскалаторы не выдержали.
«На совесть сделали»
Петербуржцы наполнили паблик канала «Мегаполис» язвительными комментариями:
«На совесть сделали».
«Через неделю опять закроют. На полгода. Технические причины устранять».
«Какое позорище, 1 год и 8 месяцев заниматься, чтобы уже сломалось на третьи сутки».
«Рано открыли, надо было ещё полгода подождать».
«Прям, как на Ладожской после открытия с ремонта… Тоже эскалатор остановился…»
«Вспомните, сколько ремонтировали переходные эскалаторы на Садовой-Сенной».
Один из пользователей горюет по поводу внешнего вида эскалаторов, которые после ремонта станции утратили свой уникальный облик и стали, «как все»:
«»Чернышевская» разом потеряла большую часть своего исторического шарма, а ведь она была одной из первых станций. И теперь ее эскалаторы неотличимы от эскалаторов любого окраинного спальника. Неужто трудно было обшить эскалаторы в том же стиле, что был, и сохранить старые лампы? Между прочим, антикварные уже!»
Не понимает, почему не сохранили исторический облик, и урбанист Аркадий Гершман.
«Новые эскалаторы — это хорошо, но почему вместо бережной очистки и реставрации интерьеров был проведён варварский евроремонт? Сама станция 1958 года и тут ещё были отголоски сталинского ампира: многие элементы хоть и были типовыми для тех лет, но была гармония материалов отделки, масштаба, формы и тех же светильников, был такт и рельеф на стенах», – пишет Гершман.
«Вместо бережной очистки вестибюля от налёта и визуального мусора последних лет, тут смогли только устроить китч из материалов и несовместимых деталей, что по сути уничтожило наследие архитекторов А. В. Жука и С. Г. Майофиса. Зато теперь камеры — это главная архитектурная деталь вестибюля», – заключает эксперт.
Эскалатор как ахиллесова пята
Компания «Метрострой Северной столицы», ведущая реконструкцию метро в Петербурге, была основана в 2020 году правительством Петербурга и группой ВТБ и стала преемницей обанкроченной компании «Метрострой». Оппозиционные журналисты обвиняли губернатора Александра Беглова в том, что он сделал из «Метростроя» собственное предприятие, полностью подконтрольное городу.
Недавние работы «Метростроя Северной столицы» – станция «Ладожская» и «Пионерская», открывшиеся после капремонта. Однако и на них после открытия выявились серьезные недоработки с эскалаторами.
Так, на «Ладожской», открывшейся 30 января 2024 года после 11-месячного ремонта, уже 3 февраля сломались оба ведущие вверх эскалатора, писала «Фонтанка». 6 мая там же в утренний час-пик случилась внеплановая остановка эскалатора, в связи с чем вход на станцию был ограничен почти на полчаса, сообщает «Деловой Петербург».
На «Пионерской», открывшейся в августе прошлого года после ремонта, через два месяца также сломался эскалатор: это случилось 17 октября 2023 года в самый час пик, когда все петербуржцы возвращались после работы. Итог — огромная толпа на платформе и лестнице.
Новые эскалаторы, которые устанавливаются на станциях метро во время ремонта, разрабатывают инженеры компании «Метрострой Северной столицы», сообщает ТВ Санкт-Петербурга.
Наталья АЛЯКРИНСКАЯ
Подпишитесь на наш telegram-канал с оперативными новостями про поезда, также их можно читать «Вконтакте». Наш сайт – 1520today.ru.