Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Легенда о Беловодье – староверы в поисках «праведной церкви»

Россия, последняя четверть XVII в. Драма «Раскола» Русской православной церкви, начавшаяся со знаменитой «Памяти» патриарха Никона 1653 г., перешла к своему наиболее жестокому «акту». Со смертью многих духовных «отцов» вроде Аввакума, дьякона Фёдора (один из наиболее авторитетных духовных «отцов» староверов. Выступал на соборе 1666 г., после которого был расстрижен) и Лазаря (священник из Романова-Борисова, который выступил против новшеств Никона. Был схвачен и сослан в Тобольск. После освобождения Лазаря повторно арестовали и доставили на Собор 1666 г.. После него он был расстрижен, подвергнут «урезанию языка») вера в возможность возвращения церкви к истинному Православию постепенно угасает. В среде староверов начинают преобладать самые крайние эсхатологические ожидания. Раз земное царство находится во власти антихриста нужно немедленно сбежать из него. Главный результат подобных настроений – многочисленные костры добровольных самосожжений. Так с 1682 по 1691 гг. (именно 1691 г. считался годом наступления конца всего сущего) было зарегистрировано 32 случая коллективных самосожжений.

С другой стороны, усиливается преследование староверов со стороны власти и официальной церкви, лицом которых стал тандем регентши Софьи Алексеевны и патриарха Иоакима. В качестве наказания нераскаявшихся еретиков использовалось в том числе сожжение в срубе.

Именно в это время в среде староверов особенно актуализируется проблема организации всей своей духовной жизни. Проблема заключалось в следующем: первые годы раскола его адепты при необходимости совершения церковных таинств привлекали тех священников, кто был рукоположен в сан до патриаршества Никона или хотя бы до собора 1666-1667 гг.. Те, кто получили свое священное достоинство позже, уже считались частью церкви, находящейся под властью антихриста. Но постепенно количество «праведных» священнослужителей сокращалось как из-за преследований, так и по естественным причинам. Наладить «воспроизводство» своих священников староверы не могли из-за отсутствия в их рядах епископов, которым позволено проводить обряд рукоположения.

Мученичество Аввакума старообрядческая икона
Мученичество Аввакума старообрядческая икона

Над этой проблемой начали размышлять уже «отцы» старообрядчества. В результате их дискуссий оформились два основных взгляда на проблему. По мнению Аввакума, службы мог совершать и никонианский священник. От него требовалось лишь следование правильным обрядам. С другой стороны, была популярна точка зрения о том, что никонианин мог быть допущен к таинствам при повторном крещении и миропомазании. Позднее также возникла так называемая группировка "нетовцев", члены которой считали, что после услуг священника-никонианина необходимо раздачей милостыни и молением Господу расплатиться за принятие таинств от нечестивца.

Но появился и более радикальный ответ на проблему священства. У того же Аввакума можно встретить положения, которые одобряют совершение таинств без священников. Протопоп утверждал, что церковь – это не здание, она обитает в каждом из нас, соответственно каждый человек может достигнуть «священства» через праведную жизнь, что позволяет ему совершать все необходимые таинства. Именно на основе этой богословской посылке возникло движение староверов-беспоповцев. Их центром являлась община на реке Выг, находящаяся между Онежским озером и Белым морем. Таинства в ней исполняли наставники, которые выбирались жителями из своей среды. Наиболее авторитетный из них мог стать главой общины – киновиархом.

План одного из двух монастырей Выговской общины. 1850 г.
План одного из двух монастырей Выговской общины. 1850 г.

Несмотря на самые разные варианты решения проблемы священства, основная масса староверов считала, что они не могут заменить собой существование церковной иерархии, поэтому многие сторонники раскола надеялись, что где-то в мире всё ещё существует «праведная» православная иерархия, которая может заменить собой никонианскую русскую церковь. Подобные надежды были не чужды такому авторитету раскола как дьякон Фёдор. В своём послании к сыну Максиму он утверждал, что Иерусалимский патриарх крестится двумя перстами.

Надежда на существование «праведной церкви» в итоге выкристаллизовалась в сказание о монахе Марке, которое было особенно популярно во второй половине XVIII в.. Согласно ему беспоповец Марк пошёл по Сибири, прошёл через пустыню Гоби и нашёл на т.н. «Белых Водах» в «Опоньском царстве» истинного патриарха и 4-ёх митрополитов, которые говорили на сирийском языке. Под их началом находилось 40 русских церквей со своими епископами, которые избежали гонений Никона и были настолько святы, что спокойно ходили по снегу босиком. Постепенно у легенды возникало всё больше наслоений, которые отражали чаяния крестьян. Утверждалось, что в этой далёкой стране нет податей и любых видов рабства.

Мечта о Беловодье захватила разум многих староверов. Целые общины отправлялись в экспедиции на восток с целью найти его. Проблема поиска осложнялась тем, что в разных версиях легенды менялась локализация Беловодья. Так, население Подолии считало, что оно находится или в Турции, или в Египте: например, монах Симеон искал его вдоль Нила и в итоге смог достигнуть Эфиопии. Староверы Сибири в основном направляли экспедиции в Среднюю и Восточную Азию, пытаясь достигнуть пределы Индии, Афганистана и Китая. Некоторые заходили дальше, так в 1897 г. три казака с Урала попытались достигнуть берегов Индокитая, а также искали Беловодье на территории Японии. Всего в течение XIX в. нам известно о 6 путешествиях. Путешественники страдали от голода, холода и нападения разбойников, но это не мешало появлению новых групп искателей. Часто искренней верой старообрядцев пользовались различные авантюристы. Так, в 1890 г. некий Аркадий выдал себя за епископа, рукоположенного в Беловодье.

Но мечта об истинной православной иерархии всё-таки претворилась в реальность, хоть и не в той форме, что была обозначена в легенде. В 1836 г. сын уездного писаря Пётр Великодворский, приняв монашеский подстриг под именем Павел, по решению Рогожской старообрядческой общины (кладбище в Москве, основанное староверами-поповцами в 1771 г.. Вокруг него группировалась московская старообрядческая община) отправился на поиски епископа для староверов. Он побывал в Иерусалиме и Александрии, объездил Балканы. Наконец в 1846 г. иноку удалось встретиться с бывшим Боснийским митрополитом Амвросием в Стамбуле. Он был низложен турецким правительством, что повлияло на его согласие принять старую веру и организовать новую старообрядческую церковную иерархию. Её центром стал монастырь «Белая Криница» (т.е. белый источник, неудивительно, что многие староверы увидели в этой обители то самое Беломорье) на Буковине (тогда она принадлежала Австрийской империи). Уже в конце года были рукоположены первые епископы, которые переправлялись в Россию.

Святитель Амвросий, митрополит Белокриницкий. Старообрядческая икона
Святитель Амвросий, митрополит Белокриницкий. Старообрядческая икона

Новая Белокриницкая иерархия быстро набрала популярность среди общин староверов, она привлекла даже множество беспоповцев. В одной только Москве с окрестностями насчитывалось более 120 тысяч старообрядцев, признающих главенство над собой Белой Криницы.

Но данная обитель вызывала сильное беспокойство у властей и в первую очередь у Священного Синода, ведь Буковинская обитель через создание иерархии фактически конструировала новый церковный институт, который мог служить альтернативой официальной православной церкви. С мнением иерархов был согласен император Николай I. В его правление фактически закончился процесс превращения церкви в обычный государственный департамент, поэтому царь рассматривал отступничество от истинной веры не только как духовное преступление, но и как проявление опасного свободомыслия. При Николае Павловиче проводились многочисленные полицейские операции против староверческих общин. Только за 5 лет (1847-1852 гг.) через суд прошло более 25 тысяч староверов.

В рамках борьбы с раскольниками императорское правительство потребовало от Австрии немедленно выслать Амвросия и закрыть монастырь. Австрийские власти ограничились полумерами: митрополита выслали в Словению, но его свободно посещали монастырские старцы, а обитель продолжила свою работу.

Смогла ли новая иерархия решить проблему священства и объединить движение староверов? К сожалению, нет. Для многих представителей раскола история происхождения иерархии и её форма представлялись весьма спорными. Смущало её местонахождение, ведь австрийцы католики, а значит, по определению староверов, слуги антихриста. Сомнения уже возникали на вопросе, а прошёл ли Амвросий через обряд повторного крещения. Настоящее же смятение вызвало т.н. «Окружное послание», подписанное белокриницкими иерархами в 1862 г.. В нём официальная русская церковь признавалась христианской, а не отступнической, а имя Господа предписывалось писать с двумя «и» – Иисус, а не с одной как было принято у староверов. Послание вызвало раскол в иерархии на тех, кто его признал и на тех, кто выступил против него.

Всё вышесказанное привело к тому, что староверы, признающие белокриницкую иерархию, стали лишь одним из многочисленных подразделений старообрядческого движения, которые известны в нём под обозначением «австрийцы». Она существует и по настоящее время, а в начале XX в. у неё насчитывался 21 епископ на территории России.

Успенский собор Белой Криницы в наши дни
Успенский собор Белой Криницы в наши дни

И в наше время, несмотря на многочисленные неудачи, тысячи староверов жаждут обрести иерархию, пусть даже самую невероятную, ведь только так они смогут быть уверены в обретении Божьей благодати.

Renovatio imperii Romanorum