Найти тему

Феномен "Воспитания беспомощности", или есть ли смысл плыть против течения.

Сегодня из жизни и о насущном! Есть у нас такие "чудные" соседи, которые не считают нужным выгуливать собаку на поводке, а собака эта адекватностью не отличается, кидается и на людей, и на собак. Воспитывать (соседей) пытаемся совместными усилиями, и беседы проводили и ата-та говорили, но это ненадолго, потом все по новой. И да бесит, когда не можешь попасть домой или выйти, прост потому что нужно ждать, когда собака уйдет. (Одних все же удалось перевоспитать, а с этими пока все глухо). Ну не хочу я очередной шрам на ноге, есть у меня уже от вот таких вот "особо одаренных", на всю жизнь запомнила, когда мне собака в ногу вцепилась, а хозяйка у нее это увидела и убежала, взрослая женщина кстати, а мне тогда лет 14 было. И у Аргохи  есть, ему так такса лапу прокусила, а любимое многими и коронное "Че от вас убудет что-ли, не пол ноги же откусит", меня порядком раздражает.

Как мне тут сказала одна знакомая, женщина далеко за 40, работает в страховой. "Людей же не исправишь, смысл им объяснять, они везде и все такие, надо смириться и терпеть".  У меня с терпением не очень, с данным заявлением категорически не согласна, хочу верить, что не все безнадежны, и на такое всегда привожу пример эксперимента на собаках, с помощью которого открыли феномен "Воспитания беспомощности".

Эксперимент проводился в два этапа.
1-й этап.
В эксперименте принимали участие три собаки. На первом этапе всех трех собак поместили в отдельные закрытые клетки. Собаки не могли из них выбраться.
Первая собака просто сидела в клетке и на первом этапе над ней не проводили никаких опытов.
На клетку двух других собак подавали электрический ток в болезненной, но не смертельный. Но у второй собаки в клетке была установлена кнопка, нажав на которую собака прекращала подачу тока.
Третья собака была лишена такой возможности и на первом этапе никак не могла избежать болезненного воздействия тока.
Эксперимент повторяли многократно, до формирования рефлекса.
Как только давали напряжение, вторая собака бежала к кнопке и таким образом избавлялась от дискомфорта.
Третья собака ничего не делала. Когда начинал идти ток, она лишь начинала жалобно скулить, не предпринимая никаких действий.
Когда реакции были закреплены перешли ко второму этапу.
2-й этап.
Всех трех собак поместили в клетки, которые имели бортик, но не было потолка. Т.е. при желании собака могла довольно легко выпрыгнуть из клетки.
И так же как на первом этапе начали подавать электрический ток.
Первая собака, которая на первом этапе не испытала воздействие тока, как только подали напряжение, тут же выпрыгнула из клетки.
Вторая собака, которая могла на первом этапе отключать ток при помощи кнопки, на втором этапе, когда подали напряжение, начала искать кнопку, чтобы отключить ток. Не найдя ее, она через некоторое время нашла другой выход - выпрыгнула из клетки.
третья собака, когда подали напряжение, начала скулить, но не сделал даже попытки избавиться от дискомфорта, хотя легко могла выпрыгнуть из клетки (так же как и "коллеги").
Подобные эксперименты проводили с людьми. Только вместо тока, использовали неприятный звук. Результат оказался таким же.
Поведение по типу третий собаки в эксперименте получил название: "Феномена воспитанной беспомощности".
Суть этого феномена состоит в том, что если человек ранее не мог влиять на принятие решений и свою судьбу. Если он не мог изменить свою жизнь за счет своих усилий. Если он испытывал дискомфорт, страдание, но никак не мог повлияет на это, избежать этого. То в голове формируется:
1. Ощущение беспомощности и бесплодности своих усилий. Установка: "От меня ничего не зависит. Я ничего не могу изменить"
2. Привычное чувство жертвы.
3. Готовность к терпению и страданию, без веры и попыток изменить ситуацию.
4. Пассивность. Установка - мои усилия не могут изменить ситуацию.
Большая часть людей живет в состоянии воспитанной беспомощности. Хотя для того, чтобы начать менять свою жизнь, нужно сделать лишь небольшое усилие и выпрыгнуть из клетки беспомощности.

Где-то слышала фразу "Дохлая рыба плывет по течению, а живая против". А Вы как считаете, какой позиции придерживаетесь?