Найти тему
Дровосек

Древняя Греция как великая морская держава.

Греки заимствовали все лучшее из опыта морского судостроения своего времени. Их корабли имели корпуса со всеми элементами набора - шпангоутом, килем, бимсом, кильсоном и пр. Каждое судно имело носовой и кормовой якорь. На изготовления шпангоутов как правило использовали акацию которая имела высокую упругость, обшивку делали из бука который был прочный как дуб. Обычно суда имели одну мачту, но их могло быть и две, и три. Дополнительные мачты были съемными и использовались как вспомогательными. Рей соединялся с мачтой с помощью анкойне - кольца из толстого троса, обшитый кожей. В заданном положении рей удерживался курухами, в современной терминологии топинатоми. На топе мачты крепилась корзина для впередсмотрящего. При благоприятном попутном ветре на носу ставился еще один не большой прямой парус долон. Долоном называлась семная носавая мачта которая устанавливалась с некоторым наклоном вперед.

К VI в. до н. э. значительно усовершенствовались типы военных судов. Корабельными мастерами из Коринфа была изобретена триера судно с тремя рядами весел. Это был прорыв в военно морском деле которым греки не желали делится и держали в тане. Был так же изобретен прообраз современной уключины: весло ставилось между двумя деревянными колками. Получалось надежная фиксация весла, что облегчала греблю. Приблизительная длина триеры была 38 м, ширина 8, осадка 1 м, высота надводного борта до 2 м. над верхнем рядом гребцов - транитов (они во время боя меняли весла на оружие) располагалась навесная палуба - катастрома. На ней устанавливались боевые орудия, а воины с оружием могли действовать свободно и эффективно. Гребцы среднего ряда назывались эвгидами. Ближе всех к ватер линии располагались таламиты, среди которых преобладали выходцы из простонародья и рабы. В состав экипажа входили эпибаты (своего рода морская пехота) получавшие плату на равне с матросами по одной драхме в день.

Триерарх (гречиский: τριήραρχος) - титул офицеров, командовавших триерой

-2

Весла верхнего ряда крепились в колках, нижних ярусов проходили через отверстия в бортах и оббивались кожаными наделками в виде рукавов, препятствовавших проникновению забортной воды внутрь корпуса при ударе волны или большом крене. Все весла крепились к борту специальными ремнями которые не давали веслу выскользнуть за борт если гребец его бросил, был сильно ранен или убит в процессе боя. Триера на всегда вошла в мировую историю так ка "Арго" корабля на котором на котором Ясон и его товарищи предприняли свое выдающееся плавание.

-3

Далее судостроители пускаются творческий поиск комбинируя между триерой и гемиолией (триера с убранным средним рядом весел). Делема достаточно сложная: больше весел - выше скорость, много весел - больше гребцов, но меньше воинов и так далие. Появляются более или менее удачные суда такие как триера-гемиолия, листрис, эвагодий, эпакрида и эпактрокелет (пиратское быстроходное судно). Все гребные суда назывались эннерами. Если судно приводилось в движение парусом и веслами, то его называли гистиокопом. Трех мачтовые или трех парусные назвались триарменами. Они также классифицировались по количеству пар весел: тренадцать (тискайдекера), двадцать (эйкосора), тридцать ( триаконтера, триаконтакопа), пятдесят (пентоконтера). Корабли с одним рядом весел назывались монеры (как правело это были торговые суда).

-4

Становления Греции как морской державы немало способствовал Перикл, считавший, что морское дело - это такое же искусство как и всякое другое, и ему следует посветить всю жизнь. При нем в Афинах было налажено обучения морскими специальностями. Ежегодно его просторы бороздили 60 триер, навигация продолжалась 8 месяцев. Правильность выбора афинами морской концепции подтвердилась в войне с персами. Не смотря на превосходство персов в количестве кораблей, грекам удалось одержать победу за чот качественной подготовки экипажей триер. После продолжительных междоусобных войн и противостояния персам в морских сражениях, унесло в пучину моря боевые корабли греков, а многие военные моряки, оставшиеся не у дел, пополняли ряды пиратов. Шло время, менялись правители, но звезда греческого мореплаванья уже прошла свой зенит.